В последнее время в интернете активно муссируется тема о вреде подсыпки сахара в бензобак автомобиля. Действительно ли сладкий порошок способен нанести серьезный ущерб двигателю? Давайте разберемся в этом вопросе подробно, опираясь на мнения экспертов и результаты экспериментов.
История возникновения мифа о сахаре в бензобаке
Легенда о том, что сахар в бензобаке может вывести из строя автомобиль, берет свое начало в популярной франко-итальянской комедии 1965 года «Разиня» с участием Бурвиля и Луи де Фюнеса. В одном из эпизодов злодей подсыпал сахар в бензобак машины своего недруга, чтобы отомстить ему. Этот кинематографический прием прижился в массовом сознании как реальный способ мести автовладельцам.
Начиная с 1950-х годов миф о губительном действии сахара начал активно распространяться, несмотря на отсутствие каких-либо реальных случаев. Суть легенды заключалась в том, что сахар якобы забивает все фильтры в бензобаке, превращает топливо в липкую массу, которая закоксовывает двигатель изнутри.
Популярность этого мифа можно сравнить разве что с другой автомобильной байкой - о том, что если забить в выхлопную трубу картофелину, то машина не заведется. Оба этих утверждения пользовались широкой известностью, однако никто из рассказчиков на самом деле не проверял их действие на практике.
Химические свойства сахара в бензине
Чтобы выяснить, растворяется ли вообще сахар в бензине, эксперты журнала "За рулем" провели простой опыт. Они поместили в стеклянную банку с бензином АИ-95 несколько кусочков сахара и оставили на сутки. Результат оказался предсказуем - спустя сутки белые кубики по-прежнему плавали в бензине, даже не рассыпавшись.
В 1994 году американский профессор Джон Торнтон решил в лабораторных условиях проверить, сколько сахара может раствориться в бензине. Для этого он использовал сахар, меченный радиоактивным изотопом углерода. Оказалось, что 57 литров бензина растворили меньше одной чайной ложки сахара.
Плотность сахара примерно в два раза выше, чем у бензина. Поэтому сахарные кристаллы оседают на дно бака, даже не добираясь до фильтров. Кроме того, сахар химически нейтрален и не вступает в реакцию с деталями автомобиля.
Единственное исключение - если в баке есть вода. Тогда сахар частично растворяется, образуя сладкий сироп. Однако эксперименты показали, что такой сироп беспрепятственно проходит через фильтры и топливный насос.
Как сахар проходит через системы автомобиля
Современные автомобили оснащены многоступенчатой системой очистки топлива. В баке установлены фильтрующие сетки, еще один фильтр расположен на входе в топливный насос, а в двигателе каждая форсунка имеет собственный микрофильтр. Все эти фильтры задерживают частицы, значительно меньшие, чем кристаллы сахара.
Даже в карбюраторных двигателях маловероятно, что сахар сможет беспрепятственно попасть в цилиндры. Скорее всего, он просто забьет фильтры в баке, что затруднит подачу топлива и может привести к перегреву и выходу из строя топливного насоса. Но чтобы это произошло, сахара должно быть высыпано очень много.
Таким образом, единственный реальный вред от сахара в баке - это необходимость замены забитых фильтров и, возможно, топливного насоса. Но полной катастрофы точно не произойдет.
Как сахар влияет на работу двигателя
Долгое время считалось, что сахар, попав в двигатель, приведет к серьезной его поломке. Мол, сахар будет интенсивно коксовать поршни, клапаны, вызовет нагарообразование в камерах сгорания. Однако практика показала, что на самом деле все не так критично.
По данным экспертов Bosch, сахар в цилиндрах образует лишь небольшой сахарный нагар, напоминающий карамель. Этого недостаточно, чтобы полностью забить или сломать двигатель. Даже относительно большое количество сахара не приведет к фатальным последствиям.
Современные двигатели оснащены датчиками кислорода и бортовым компьютером, которые автоматически регулируют работу системы впрыска топлива. Поэтому мотор компенсирует попадание инородных частиц, в том числе сахара.
Как правило, двигатель успевает заглохнуть до возникновения серьезных необратимых поломок. Так что говорить о полной гибели мотора из-за сахара не приходится.
Как избавиться от сахара в бензобаке
Если вы подозреваете, что в ваш бензобак попал сахар, не стоит впадать в панику. Достаточно слить топливо, промыть бак и заменить фильтрующие элементы, в первую очередь фильтр тонкой очистки.
Также имеет смысл проверить производительность топливного насоса и при необходимости заменить его на новый. После этих мероприятий можно заправить чистый бензин и ехать дальше.
В будущем, чтобы избежать повторения ситуации, рекомендуется поставить замок на крышку заливной горловины. Также помогут присадки-стабилизаторы, не дающие сахару оседать в виде осадка.
Можно ли использовать сахар как вредоносное средство
Иногда в интернете мелькают рекомендации использовать сахар для умышленной порчи чужого автомобиля. Но как мы выяснили, серьезного ущерба от этого не будет. В лучшем случае придется менять фильтры и насос - трата средств и времени, но не катастрофа.
Так что идея использовать сахар в качестве "оружия мести" выглядит весьма наивно. Это скорее детская шалость, нежели серьезная диверсия.
Мифы и реальность
История о сахаре в бензобаке - это прекрасный пример того, как выдумка, пущенная в народ, может жить долгой жизнью, несмотря на очевидную абсурдность.
Любой миф рано или поздно развенчивается беспристрастным научным анализом. И в случае с сахаром наука тоже поставила жирную точку в этом вопросе.
Так что не стоит доверять всему, что говорят. Лучше проверять информацию и делать выводы, основываясь на фактах.