Швартовка судна к причалу: команды капитана и правила швартовки

Швартовка судна - ответственный процесс, требующий слаженной работы экипажа под руководством капитана. Правильное выполнение всех команд и действий гарантирует безопасную стоянку у причала. Давайте разберемся в тонкостях этой кропотливой работы моряков.

Подготовка к швартовке на капитанском мостике

Перед швартовкой капитан судна должен тщательно спланировать весь процесс подхода к причалу с учетом особенностей конкретного судна. Важно изучить схему расположения швартовных тумб и битенгов на данном причале, чтобы правильно рассчитать траекторию движения. Капитан обязан лично проверить готовность всех швартовных механизмов и оборудования, включая лебедки, шпили, стопоры. Также необходим инструктаж экипажа по выполнению предстоящих швартовочных операций.

Взаимодействие капитана с лоцманом при подходе к причалу

Важную роль при проводке судна в порт играет лоцман - специалист, хорошо знающий особенности данного порта. Он поднимается на мостик и взаимодействует с капитаном, давая рекомендации по скорости, курсу и маневрированию. Капитан обязан выполнять указания лоцмана, так как тот лучше ориентируется в местных условиях.

  1. Лоцман поднимается на мостик за несколько миль до входа в порт.
  2. Лоцман согласовывает с капитаном действия по проводке судна.
  3. Капитан следует рекомендациям лоцмана по скорости и курсу.

Команды капитана при выставлении судна параллельно причалу

Когда судно приблизится к причалу, капитан начинает отдавать команды по изменению скорости и курса, чтобы выставить судно параллельно причалу. Для этого он маневрирует судном с помощью машин и руля. По мере сближения капитан корректирует положение судна относительно причала. Капитан командует: «Лево на борт, малый вперед!», чтобы развернуть судно параллельно причалу.

Капитан на мостике

Подача швартовных концов с судна на причал

Когда судно займет нужное положение, начинается подача швартовных тросов на причал. Существуют разные виды швартовных концов, каждый из которых выполняет свои функции. Их подача должна осуществляться с соблюдением всех правил безопасности. С борта судна сперва подают носовые, затем кормовые швартовы с помощью бросательных концов.

  • Шпринг - удерживает нос судна у причала
  • Продольный - не дает судну дрейфовать назад
  • Кормовой - подтягивает корму к причалу.

Команды капитана по натяжению швартовов лебедками

После подачи швартовых концов капитан командует набивать их с помощью лебедок. Сначала натягивают носовые, затем кормовые тросы. Капитан контролирует равномерное натяжение концов по обоим бортам, не допуская чрезмерного натяжения, которое может привести к обрыву швартова.

  1. Подать швартов на барабан лебедки.
  2. Включить лебедку и набивать швартов.
  3. Следить за равномерным натяжением по бортам.
  4. Не допускать чрезмерного натяжения троса.

Таким образом капитан командует натяжением швартовых концов с помощью швартовных лебедок, контролируя весь процесс. Грамотное управление лебедками гарантирует надежную швартовку судна.

Перекладка швартовных тросов со шпилей на кнехты

После натяжения швартовых концов лебедками их перекладывают со шпилей на судовые кнехты. Сначала на трос накладывают цепной стопор, чтобы зафиксировать натяжение. Затем трос постепенно снимают со шпиля и кладут на кнехт восьмеркой с послаблением. На последние шлаги обязательно накладывают схватки.

  1. Наложить цепной стопор на натянутый трос.
  2. Потравливать трос и снять со шпиля.
  3. Уложить трос на кнехт восьмеркой.
  4. Накинуть схватки на последние шлаги.

При перекладке швартовов со шпилей на кнехты важно правильно использовать стопоры и схватки, чтобы надежно закрепить концы.

Контроль капитаном положения судна у причала

После швартовки капитан обязан следить за положением судна у причала. Он должен учитывать воздействие ветра, течений и волнения, при необходимости корректируя натяжение швартовых концов. Важно не допустить навала судна на причальные сооружения.

Швартовщики на причале

Особенности швартовки судна в сложных условиях

При швартовке в штормовых условиях применяют якоря и буксиры. При сильном прижимном ветре нужны дополнительные меры предосторожности. Есть особенности швартовки судов с бульбообразным носом и одним винтом.

Рекомендации капитану по безопасной швартовке

Для безопасной швартовки правым бортом рекомендуется подходить под острым углом. Скорость должна быть минимальной, а на задний ход работать осторожно. В местах касания борта о причал полезно использовать кранцы.

Команды капитана при отшвартовке судна от причала

Перед отходом капитан командует отдать швартовы обратно на судно, открепить их от кнехтов и снять схватки. Особое внимание уделяется контролю безопасной отдачи концов швартовщиками на берегу.

Взаимодействие с буксирами при выводе судна из порта

При выводе судна из порта для помощи обычно задействуют буксиры. Они закрепляются к носу и корме судна. Буксиры помогают развернуть судно и вывести его из акватории порта. Капитан отдает им команды по скорости движения и направлению.

Особенности швартовки к борту другого судна

При швартовке к борту другого судна место выбирают по размерам судов. Используют носовые и кормовые швартовы. Важно не допустить повреждений бортов судов при их сжатии.

Преимущества автоматизированных швартовочных систем

Современные автоматические швартовочные системы, такие как Automoor, значительно упрощают и ускоряют процесс швартовки. Они повышают точность и безопасность за счет компьютерного управления.

Требования безопасности при швартовке

Швартовка требует строгого соблюдения всех правил безопасности. Нельзя находиться на линии натяжения швартовых концов. Кранцы должны держать, а не крепить к судну. Работать в защитных касках.

Особенности швартовки в торговых портах

В крупных торговых портах швартовка осложняется интенсивным движением. Важно точно выполнять команды капитана и лоцмана при подходе к причалу.

Проход швартовых концов через киповые планки

В портах с большими приливами швартовы проходят через специальные киповые планки, чтобы избежать поломок при опускании судна.

Подготовка швартовных тросов перед швартовкой

Перед швартовкой важно проверить состояние швартовных тросов - осмотреть на предмет повреждений, износа, распускания нитей. При необходимости заблаговременно заменить непригодные к использованию тросы. Также проверить надежность крепления бросательных концов.

Инструктаж швартовой команды капитаном

Перед швартовкой капитан проводит инструктаж швартовой команды - напоминает порядок подачи и выбирания швартовых концов, требования по использованию защитных средств, меры предосторожности.

Контроль выполнения швартовочных операций

В процессе швартовки капитан обязан контролировать правильность выполнения всех операций - соблюдение порядка подачи концов, равномерность натяжения, наложение схваток и стопоров.

Взаимодействие с береговыми швартовщиками

Эффективная швартовка требует слаженного взаимодействия между экипажем судна и береговыми швартовщиками. Капитан поддерживает с ними устойчивую связь на всех этапах.

Фиксация швартовых концов после швартовки

После завершения швартовки и перекладки концов на кнехты капитан должен лично проверить надежность их закрепления схватками и стопорами во избежание самопроизвольного раскрепления.

Проверка готовности швартовного оборудования

Перед швартовкой боцман обязан проверить исправность швартовных лебедок, шпилей, стопоров и другого оборудования. Выявленные неполадки должны быть устранены заблаговременно.

Выбор оптимального места швартовки

Капитан заранее определяет наиболее подходящее для швартовки место у причала с учетом габаритов судна, глубин и подходов.

Крепление спасательных кругов и надувных жилетов

В преддверии швартовки на видных местах закрепляют спасательные круги и надувные жилеты для экстренного использования в случае падения за борт.

Подготовка дополнительных швартовных концов

Для резерва перед швартовкой готовят дополнительные швартовные концы, чтобы при необходимости оперативно заменить поврежденные.

Инструктаж экипажа по технике безопасности

Капитан проводит инструктаж экипажа по правилам техники безопасности во время швартовки, чтобы избежать травм персонала.

Выбор типа швартовных тросов

В зависимости от типа и размера судна подбирают оптимальные швартовные тросы - капроновые, пропиленовые, стальные. Учитывают их прочность, растяжимость, плавучесть.

Подготовка дополнительных кранцев

Для предотвращения повреждений бортов и причальных сооружений заблаговременно готовят дополнительные мягкие кранцы в местах их касания.

Средства связи между судном и берегом

Для координации действий между экипажем и береговыми швартовщиками подготавливают средства оперативной связи - рации, сигнальные флаги.

Якорная стоянка при швартовке

При швартовке в сложных условиях заранее принимают решение об отдаче якорей для удержания судна на заданной позиции.

Выбор режима работы двигателей

Перед швартовкой механики уточняют оптимальные режимы работы главных двигателей и подруливающего устройства.

Планирование швартовочных операций

Заблаговременно составляется подробный план предстоящей швартовки с указанием этапов, ответственных лиц и последовательности действий.

Подготовка дополнительных швартовщиков

При сложной швартовке в состав швартовой команды включают дополнительных членов экипажа, прошедших инструктаж.

Проверка исправности двигательной установки

Перед швартовкой механики проводят тщательный осмотр двигателей, рулевого устройства и подруливающего комплекса.

Закрепление предметов на палубе

Во избежание падения за борт во время маневров надежно закрепляют все свободно лежащие на палубе предметы.

Инструктаж о порядке действий в аварийных ситуациях

Экипаж заблаговременно инструктируют о порядке действий в нештатных и аварийных ситуациях при швартовке.

Средства сигнализации при швартовке

Для подачи команд и оповещений в процессе швартовки используются различные средства сигнализации - свистки, громкоговорители, световые сигналы.

Системы видеонаблюдения на судне

Дополнительно могут быть задействованы системы видеонаблюдения, позволяющие контролировать обстановку на причале в зонах плохой видимости.

Дублирование швартовных концов

Для повышения надежности швартовки часть основных швартовов дублируют резервными концами на случай обрыва или повреждения.

Использование цветных маркировок

Различные цветные маркировки помогают быстро идентифицировать назначение швартовных концов в процессе работы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.