Рефрижераторные суда - неотъемлемая часть мировой торговли. Без них невозможна транспортировка скоропортящихся грузов: мяса, морепродуктов, фруктов, овощей. Эти high-tech корабли поддерживают нужный температурный режим в трюмах на протяжении всего рейса. Давайте разберемся, как устроены рефрижераторы, их историю и роль в морских грузоперевозках.
История появления рефрижераторных судов
Первое рефрижераторное судно "Данидин" было построено в Новой Зеландии в 1881 году. Оно использовало компрессионную холодильную машину для поддержания низких температур в трюмах. В феврале 1882 года "Данидин" доставил из Новой Зеландии в Лондон 5 тысяч овечьих туш, масло и другие продукты в замороженном виде. Это 98-дневное плавание продемонстрировало возможность морской торговли скоропортящимися грузами.
После успешного рейса "Данидина" Великобритания активно развивала торговлю мясом из своих колоний. К 1900 году было построено более 16 рефрижераторных судов на верфях Шотландии и Северной Англии.
В СССР рефрижераторный флот начал формироваться в 1950-х годах. Первые отечественные рефрижераторы - это рыболовные траулеры для работы в северных морях. Они оснащались морозильным оборудованием и трюмами для хранения улова.
Классификация рефрижераторных судов
По назначению рефрижераторы делят на:
- Добывающие - рыболовные траулеры;
- Обрабатывающие - плавбазы для переработки улова;
- Транспортные - для перевозки грузов в порты.
По температурному режиму бывают:
- Низкотемпературные - до -25°C;
- Универсальные - от +12°C до -25°C;
- Фруктовозы - с усиленной вентиляцией.
Крупнейшим в мире является датский рефрижераторный контейнеровоз Maersk Dyros вместимостью 14 500 TEU. В России одним из крупнейших рефрижераторов считается «Атлантик» вместимостью 600 тонн.
Устройство рефрижераторных судов
Конструкция рефрижераторных судов приспособлена для сохранения низких температур:
- Высокая скорость хода - 18-23 узла;
- Небольшая высота межпалубных пространств;
- Хорошая теплоизоляция трюмов.
Для погрузки используется стреловое или крановое устройство. Люки трюмов небольшие, чтобы свести к минимуму потери холода.
Рефрижераторное судно — грузовое судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов.
Грузовые операции проходят быстро, чтобы сохранить свежесть продуктов. Поэтому на рефрижераторах высокая скорость - 18-23 узла.
Грузовые операции на рефрижераторах проходят быстро, чтобы сохранить свежесть продуктов. Поэтому на рефрижераторах высокая скорость - 18-23 узла.
Холодильное оборудование
Для поддержания нужной температуры в трюмах на рефрижераторах устанавливаются различные холодильные установки:
- Воздушные морозильные установки;
- Конвейерные морозильные линии;
- Компрессорные холодильные машины.
Их производительность может достигать 50-60 тонн продукции в сутки. Управление полностью автоматизировано. На современных судах используют хладагенты типа фреон.
Топливо и энергоснабжение
Для обеспечения работы мощных холодильных установок рефрижераторные суда оснащаются дизельными двигателями. Расход топлива может достигать:
- До 60 тонн в сутки на крупных судах;
- 20-30 тонн на средних рефрижераторах.
Кроме того, для выработки электроэнергии устанавливаются вспомогательные дизель-генераторы.
Экипаж рефрижератора
Экипаж рефрижераторного судна состоит из:
- Капитана;
- Судовых механиков;
- Матросов;
- Поваров;
- Рефмехаников по обслуживанию холодильного оборудования.
Всего на борту может находиться около 30-50 человек в зависимости от размера судна. Условия труда и быта на рефрижераторах тяжелые из-за постоянного шума, вибрации и низких температур.
Требования безопасности
При эксплуатации рефрижераторных судов должны соблюдаться следующие требования:
- Соблюдение остойчивости судна при загрузке;
- Контроль герметичности холодильных систем;
- Защита экипажа от переохлаждений;
- Предотвращение загрязнения хладагентами.
Кроме того, на борту должны быть резервные источники электропитания и аварийное оборудование для ликвидации последствий поломок холодильных систем.
Перспективы развития
В будущем ожидается рост доли контейнерных рефрижераторных перевозок. Также будут внедряться новые энергоэффективные технологии, такие как винтовые холодильные машины, и более экологичные хладагенты.
В будущем ожидается рост доли контейнерных рефрижераторных перевозок. Также будут внедряться новые энергоэффективные технологии, такие как винтовые холодильные машины, и более экологичные хладагенты.
Современные технологии
На новых рефрижераторных судах применяются передовые технические решения:
- Автоматизированные системы управления холодильными установками;
- Мониторинг температурного режима в реальном времени;
- Использование энергоэффективных винтовых компрессоров;
- Хладагенты с минимальным воздействием на окружающую среду.
Все это позволяет обеспечивать надежное поддержание температур в трюмах и снижать эксплуатационные расходы.
Рефрижераторы в России
В России эксплуатируется около 150 крупных рефрижераторных судов. Лидерами в этом сегменте являются компании:
- Мурманский траловый флот;
- Русская рыбопромышленная компания;
- Доброфлот.
Российские верфи, такие как Пелла, Ленинская Кузница, Туапсесудостроение, освоили строительство рефрижераторов для отечественных заказчиков.
Перевозимые грузы
Основные грузы, перевозимые на рефрижераторных судах:
- Морепродукты - рыба, креветки, крабы;
- Мясо и мясные продукты;
- Фрукты - бананы, ананасы, киви;
- Овощи и зелень.
Также рефрижераторы используются для транспортировки цветов, лекарств, вакцин и других скоропортящихся грузов.
Вызовы и риски
Основные проблемы при эксплуатации рефрижераторных судов:
- Поломки холодильного оборудования;
- Нарушение температурного режима;
- Порча и потеря качества груза;
- Аварии и посадка на мель из-за особенностей загрузки.
Для минимизации рисков требуются регулярное обслуживание, ремонт, модернизация рефрижераторных судов и повышение квалификации экипажей.