Когда мы слышим слово «автомобиль», у большинства людей первыми приходят на ум массовые импортные или российские марки. Но есть и уникальные модели с интересной историей, о которых мало кто знает. Одна из них - переднеприводный хэтчбек Иж-13 «Старт», созданный в Советском Союзе в конце 1960-х годов.
Предпосылки создания Иж-13 «Старт»
Работа над проектом Иж-13 «Старт» началась в 1968 году на Ижевском машиностроительном заводе. В то время этот завод уже выпускал по лицензии седаны «Москвич-408» и «Москвич-412». Однако молодые инженеры и дизайнеры решили пойти дальше и разработать принципиально новый автомобиль, который соответствовал бы передовым тенденциям автомобилестроения того времени.
В 1966 году в Европе появился революционный по тем временам автомобиль Renault 16 - переднеприводный 5-дверный хэтчбек, отличавшийся современным дизайном и отличной вместимостью. Эта машина произвела настоящий фурор и получила титул «Автомобиль 1966 года». Ижевские инженеры также были впечатлены этой моделью и решили создать что-то подобное, но уже на базе серийного «Москвича-412» с использованием его узлов и агрегатов.
Кроме того, разработчики Иж-13 ставили перед собой цель превзойти по основным техническим характеристикам как выпускаемые в СССР модели (в частности, «Москвич-412»), так и будущий ВАЗ-2101, создаваемый на базе итальянского Fiat-124. Они хотели доказать, что отечественный автопром способен сделать действительно современный и конкурентоспособный автомобиль без помощи западных партнеров.
Руководителем проекта Иж-13 стал главный конструктор завода Николай Иванович Слесаренко. Его заместителем по проектным работам был назначен Владимир Арамаисович Абрамян. Дизайн новой машины разрабатывался под руководством замглавного конструктора по дизайну Вадима Евгеньевича Благоразумова.
Особенности дизайна и компоновки Иж-13
Иж-13 «Старт» получил необычный по тем временам кузов хэтчбек (или, как его тогда называли, «комби») с пятью дверями. Его дизайн соответствовал последним европейским тенденциям и выглядел достаточно современно и спортивно.
В отличие от других советских автомобилей тех лет, использовавших задний привод, Иж-13 стал переднеприводным. Двигатель и трансмиссия располагались продольно в передней части автомобиля.
Габариты Иж-13 составляли:
Длина: 4 045 мм Ширина: 1 677 мм Высота: 1 480 мм
По ширине Иж-13 превосходил серийный на тот момент Москвич-412 на 127 мм, а также был шире на 66 мм, чем будущий ВАЗ-2101. Это обеспечивало более просторный и комфортабельный салон.
Компоновка силового агрегата Иж-13 имела ряд особенностей. Двигатель рабочим объемом 1,5 л был позаимствован у Москвича-412, однако для размещения в моторном отсеке его пришлось сместить вправо относительно продольной оси машины и развернуть на 45° от вертикали. К 4-ступенчатой коробке передач сзади крепился оборотный редуктор, от которого крутящий момент через кардан передавался на главную передачу под двигателем. Такая компоновка обеспечивала высокую степень унификации с серийным Москвичом.
Технические характеристики Иж-13 «Старт»
Несмотря на использование агрегатов Москвича-412, Иж-13 имел улучшенные по сравнению с ним технические показатели.
Двигатель Иж-13 имел рабочий объем 1478 куб.см и был форсирован до 95 л.с. против 75 л.с. у Москвича. Это позволяло разгоняться до 100 км/ч за 12 секунд (на 2 секунды быстрее Москвича). Максимальная скорость составляла 165 км/ч.
При форсировке двигателя использовался более современный карбюратор Solex вместо «Озон» на Москвиче. Также была модернизирована система впуска.
Расход топлива Иж-13 на трассе составлял около 9 литров на 100 км - примерно такой же, как у Москвича-412. Но при этом тягово-скоростные качества и динамика были выше.
Общий вес автомобиля не превышал 900 кг, что было довольно мало по тем временам. Это также сказывалось на динамике и расходе топлива.
Подвеска Иж-13 являлась независимой как спереди, так и сзади. В передней подвеске использовались узлы и детали от Москвича-412, а задняя подвеска была оригинальной конструкции.
Основным недостатком Иж-13 было отсутствие шарниров равных угловых скоростей в приводах передних колес. Из-за этого сокращался ресурс шин и трансмиссии. Кроме того, пришлось ограничить максимальный угол поворота колес (до 76°), что увеличивало радиус разворота.
Тем не менее, несмотря на отдельные недоработки, Иж-13 значительно превосходил все остальные отечественные модели того времени. По совокупности технических характеристик эта машина могла бы стать достойным конкурентом для европейских автомобилей, если бы была запущена в серийное производство.
Судьба Иж-13: от прототипа до музейного экспоната
Несмотря на многообещающие результаты испытаний, Иж-13 так и не был запущен в серийное производство. Причин этому было несколько.
Во-первых, в высших эшелонах советской автомобильной промышленности в то время доминировала точка зрения, что передний привод - это еще не доказавшая свою жизнеспособность экзотика, которая никогда не сможет конкурировать с традиционным задним приводом. Поэтому все усилия были брошены на развитие ВАЗа и выпуск на его мощностях автомобилей семейства Жигули на базе итальянского Fiat-124.
Во-вторых, Ижевский машиностроительный завод воспринимался лишь как вспомогательное предприятие, выпускающее упрощенные версии столичного Москвича. Ему не доверяли самостоятельно разрабатывать и производить принципиально новые модели автомобилей.
Наконец, в условиях плановой экономики СССР серьезно опасались еще больше усугубить и без того острый дефицит запчастей, если на рынок выбросить очередную новую модель.
В итоге проект Иж-13 был свернут, а единственный построенный прототип передан в заводской музей Ижмаша в качестве музейного экспоната. Там этот уникальный образец переднеприводного советского хэтчбека можно увидеть и сегодня после проведенной реставрации.
Фото Иж-13 «Старт»
К сожалению, сохранившиеся фотографии единственного экземпляра Иж-13 «Старт» немногочисленны. Приводим здесь несколько наиболее интересных кадров.
Комплектация Иж-13 «Старт»
Поскольку Иж-13 так и не был запущен в производство, говорить о каких-либо вариантах комплектации этого автомобиля не приходится. Существовал только один опытный образец в единственном исполнении.
Тем не менее, известно, что интерьер Иж-13 должен был соответствовать передовым на то время европейским стандартам. В частности, планировалось использовать более качественные и современные материалы обшивки салона.
Перспективы возрождения Иж-13
Уникальность и инновационность Иж-13 привлекают к этой машине пристальное внимание ретро-энтузиастов и коллекционеров. В последние годы периодически поднимается вопрос о создании реплики или модернизированной версии этого автомобиля на базе сохранившегося экземпляра.
Однако пока все подобные инициативы остаются лишь на уровне разговоров и проработки отдельных эскизных наработок. Для полноценной реализации такого проекта нужны серьезные инвестиции и поддержка автопроизводителей.