Дизельные электростанции широко используются для автономного энергоснабжения в промышленности, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве и других областях. Рассмотрим подробнее, что из себя представляют эти устройства.
Виды дизельных электростанций
Существует несколько классификаций дизельных электростанций:
- По исполнению: Открытые В шумозащитном кожухе Блочно-модульные С шумоизоляционной емкостью
- По числу фаз: Однофазные (220 В) Трехфазные (от 220 до 400 В)
- По виду напряжения: Низковольтные (до 1 кВ) Высоковольтные (свыше 1 кВ)
- По типу генератора: С асинхронным генератором С синхронным генератором
- По мобильности: Стационарные Передвижные
Передвижные дизельные электростанции удобны тем, что их можно легко перемещать для использования в разных местах.
Устройство и принцип работы
В состав дизельной электростанции входят:
- Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) на дизельном топливе
- Генератор переменного тока (синхронный или асинхронный)
- Система управления и контроля
- Вспомогательные системы (топливная, охлаждения и др.)
Принцип работы таков:
- ДВС сжигает дизельное топливо, преобразуя химическую энергию в механическую
- ДВС вращает ротор электрического генератора
- В генераторе происходит преобразование механической энергии в электрическую
- Электроэнергия подается потребителям
Управление дизельной станцией осуществляется автоматически с помощью контроллера. Он отслеживает параметры и запускает станцию при отключении основного источника электроэнергии.
Области применения
Дизельные электростанции используются:
- Как аварийный или резервный источник энергии для промышленных предприятий
- Для электроснабжения удаленных районов
- В полевых условиях на строительстве, в сельском хозяйстве, геологоразведке и т.д.
- На транспорте
- В ЖКХ
- В медицинских и образовательных учреждениях
Благодаря мобильности, передвижные дизельные электростанции удобно использовать везде, где требуются временные источники энергии.
Выбор дизельного генератора
При выборе дизельной электростанции нужно учитывать:
- Требуемую мощность
- Напряжение и частоту тока
- Условия эксплуатации
- Тип охлаждения двигателя
- Наличие дополнительных опций (подогрев, автоматический запуск и т.д.)
- Срок службы и гарантию
- Бюджет
После установки дизельную станцию рекомендуется эксплуатировать с нагрузкой 35-75% от номинальной мощности для обеспечения оптимального режима работы.
Монтаж и пусконаладка
Дизельная станция должна быть надежно закреплена на ровной поверхности, желательно бетонном основании. Нужно обеспечить свободный доступ воздуха к радиатору и выхлопной системе. Рядом должен находиться запас дизельного топлива.
Перед запуском необходимо проверить уровни рабочих жидкостей, натяжение и целостность ремней, отсутствие утечек топлива и масла. Запуск производится строго по инструкции с учетом погодных условий.
Компрессорная станция на базе дизельного двигателя
Для привода компрессоров широко используются дизельные двигатели из-за высокой надежности и долговечности. Компрессор и дизельный двигатель монтируются на единой раме.
Такая установка подходит для производства сжатого воздуха на промышленных предприятиях, АЗС, автосервисах. Обеспечивает значительную экономию электроэнергии по сравнению с электрическим приводом.
Заправочная станция с дизельным насосом
Дизельная станция с насосом используется на автозаправочных станциях в качестве резервного источника питания. При отключении электричества дизельный двигатель автоматически запускается и обеспечивает работу топливного насоса.
Это гарантирует непрерывную подачу бензина и дизельного топлива в случае аварийного отключения основного питания АЗС.
Техническое обслуживание
Регулярное техническое обслуживание (ТО) является залогом бесперебойной работы дизельной станции. Рекомендуется проводить ТО после первых 50 часов работы, далее каждые 250 часов.
В ходе ТО проверяют:
- Уровень и чистоту масла в двигателе
- Затяжку резьбовых соединений
- Работу контрольных приборов
- Состояние топливной системы
- Чистоту воздушного фильтра и радиатора
- Работоспособность генератора и автоматики управления
Своевременное устранение неисправностей поможет продлить срок службы установки.
Правила эксплуатации
Дизельные электрические станции требуют соблюдения ряда правил для обеспечения безопасности и предотвращения поломок:
- Эксплуатация только обученным персоналом
- Соблюдение инструкций завода-изготовителя
- Контроль технического состояния
- Проверка заземления
- Запрет прикасаться к электрическим частям во время работы
Аварийные ситуации
При возникновении аварийных ситуаций на дизельной станции необходимо:
- Немедленно остановить работу
- Отключить аккумулятор
- Устранить причину неисправности (или вызвать специалиста)
- Перед повторным запуском тщательно проверить установку
Ремонт дизельной электростанции
При возникновении поломок и неисправностей дизельных электростанций необходим квалифицированный ремонт. Рассмотрим основные виды ремонтных работ.
- Диагностика неисправностей. Перед началом ремонта проводится диагностика с определением конкретной причины поломки путем проверки отдельных узлов и систем дизельной станции. Это позволяет точно определить объем необходимого ремонта.
- Текущий ремонт. При небольших неисправностях достаточно текущего ремонта отдельных компонентов установки - замена масла, фильтров, ремней, контрольно-измерительных приборов.
- Капитальный ремонт. При выработке ресурса основных узлов требуется капитальный ремонт дизельной станции - разборка, дефектовка, замена изношенных деталей двигателя и генератора.
- Модернизация. Для улучшения характеристик и продления срока службы проводится модернизация установки - установка систем автоматики, более совершенных фильтров, глушителей.
- Пусконаладочные работы. Завершают ремонт пусконаладочные работы - проверка и тестовый запуск отремонтированной дизельной электростанции во всех режимах для подтверждения исправности.
Правила безопасности при эксплуатации
Эксплуатация дизельных электростанций требует строгого соблюдения правил техники безопасности.
Защита от поражения электрическим током
Дизельные электрические станции являются источником повышенной опасности. Для предотвращения поражения током необходимо:
- Проверять заземление
- Изолировать токоведущие части
- Использовать индивидуальные средства защиты
- Регулярно проверять изоляцию проводов
Взрывобезопасность
Топливно-воздушная смесь в цилиндрах дизельного двигателя является взрывоопасной. Чтобы избежать взрыва, необходимо:
- Исключить искрение
- Применять взрывозащищенные приборы и оборудование
Пожаробезопасность
В целях пожарной безопасности при эксплуатации дизельной станции нужно соблюдать такие меры:
- Контроль течи топлива и масел
- Наличие средств пожаротушения
- Содержание площадки и помещения в чистоте