Суммарный люфт в рулевом управлении - это проблема или норма?

Наличие избыточного люфта в рулевом управлении автомобиля может привести к потере контроля над машиной и стать причиной аварии. Давайте разберемся, что представляет собой этот параметр и когда его значения выходят за рамки допустимого.

Что такое суммарный люфт в рулевом управлении

Суммарный люфт - это совокупность зазоров в различных соединениях рулевого управления автомобиля. Этот параметр характеризует степень "мертвого хода" руля перед началом поворота колес.

Люфт (от нем. Luft — «воздух») — зазор, промежуток, свободный ход — термин, применяемый в механике и видеомонтаже.

Небольшой люфт нужен в конструкции для компенсации температурных деформаций, а также для снижения износа деталей. Однако чрезмерный суммарный люфт в рулевом управлении это проблема, требующая решения.

Последствия повышенного люфта в руле

Основные негативные последствия значительного люфта в рулевом управлении:

  • Ухудшение управляемости и "плавающее" поведение автомобиля на дороге
  • Запаздывание реакции автомобиля на поворот руля
  • Потеря контроля над машиной, заносы
  • Повышенный износ шин
  • Вероятность дорожно-транспортного происшествия

По данным исследований, до 30% аварий происходит именно из-за технической неисправности транспортных средств. Поэтому контроль суммарного люфта в рулевом управлении это важная задача как для автовладельцев, так и для сотрудников ГИБДД.

Небольшой люфт в норме До 10° у легковых автомобилей
Повышенный люфт Опасно для вождения
Крупный план рук автомеханика с люфтомером в руках, диагностирующего рулевой механизм в автосервисе

Допустимые значения люфтов

Согласно ПДД РФ, максимальном значении суммарного люфта в рулевом управлении для разных категорий транспортных средств установлено:

  1. Легковые автомобили - не более 10°
  2. Автобусы - не более 20°
  3. Грузовики - не более 25°

Также существуют нормы люфтов, установленные автопроизводителями. Как правило, они немного ниже значений по ПДД.

Например, для отечественных автомобилей нормы таковы:

  • ВАЗ-2106, 2107, 2109 - не более 5°
  • ГАЗель пассажирская - 20°
  • ГАЗель грузовая - 25°

Превышение этих значений говорит о неисправности и необходимости ремонта или регулировки рулевого управления.

Нижний ракурс элементов подвески и рулевых тяг автомобиля с видимым люфтом в рулевом управлении

Как определить наличие люфта в руле

Для измерения суммарного люфта пулевого управления используется специальный прибор - люфтомер. Он позволяет быстро и с высокой точностью определить величину люфтов.

Однако можно оценить наличие люфта и без приборов - по косвенным признакам:

  • Запаздывание реакции автомобиля при повороте руля
  • «Рысканье», плавающее поведение машины на прямой
  • Посторонние стуки в рулевом управлении
  • Вибрация руля при движении

Если вы почувствовали хотя бы один из этих симптомов - стоит как можно скорее проверить суммарный люфт в рулевом управлении. Сделать это можно при помощи прибора для измерения суммарного люфта пулевого управления. И если люфт действительно превышает норму - обратиться в автосервис.

Причины возникновения люфта в рулевом управлении

Основные причины появления повышенного люфта в руле автомобиля:

  • Естественный износ деталей рулевого управления
  • Ослабление креплений и резьбовых соединений
  • Повреждение защитных чехлов и пыльников
  • Нарушение регулировки механизма
  • Деформация и износ рулевых тяг

Чаще всего люфты появляются из-за износа и ослабления креплений со временем. Но иногда люфт возникает после удара о препятствие или аварии, повредившей детали рулевой системы.

Как устранить люфт в рулевом управлении

Для исправления люфта в рулевом управлении необходимо:

  1. Определить конкретную неисправность при помощи прибор измерения суммарного люфта пулевого управления или визуального осмотра
  2. Заменить изношенные детали на новые
  3. Отрегулировать механизмы рулевой системы
  4. Подтянуть все ослабленные соединения

Полный перечень работ по устранению неисправностей приведен в книга ремонту эксплуатации на конкретную модель автомобиля.

Кто может устранить люфт в рулевом управлении

Ремонт и регулировку рулевого управления рекомендуется доверять опытным автомеханикам в специализированной мастерской. Причин тому несколько:

  1. Наличие профессионального инструмента и прибор для измерения параметров
  2. Возможность быстро и точно диагностировать неисправность
  3. Навыки сложного демонтажа/монтажа узлов
  4. Гарантия качества на выполненные работы

Конечно, некоторые простые виды ремонта (затяжка соединений, смазка) можно выполнить и самостоятельно, если есть опыт. Обязательно нужно изучить инструкцию и книгу по ремонту и эксплуатации.

Стоимость устранения люфта в рулевом управлении

Стоимость ремонта зависит от вида неисправности, перечня работ и стоимости запчастей. В среднем:

  • Простая регулировка/затяжка - от 1500 рублей
  • Замена тяги или рычага - от 2500 рублей
  • Ремонт пулевого управления с разборкой - от 8000 рублей

При значительном износе или поломке может потребоваться замена всего рулевого механизма - до 15 000 рублей.

Профилактика и предупреждение люфта

Чтобы не допустить появления люфта или вовремя обнаружить эту неисправность, рекомендуется:

  • Соблюдать сроки техобслуживания автомобиля
  • Регулярно проверять состояние рулевого управления
  • Не игнорировать посторонние шумы в рулевом механизме
  • Избегать эксплуатации автомобиля с недоливом масла
  • Не перегружать машину сверх нормы

Также важно аккуратно эксплуатировать автомобиль, избегая сильных ударов и аварий, которые могут привести к поломкам в рулевом управлении.

Как проверить наличие люфта самостоятельно

Чтобы оценить наличие люфта в рулевом управлении без специального оборудования, можно:

  1. Установить колеса прямо
  2. Плавно и медленно поворачивать руль в обе стороны на малый угол
  3. Оценить величину холостого хода руля перед началом поворота колес

Также на стоящем автомобиле можно крутить колеса вправо-влево руками - если есть значительный люфт, это будет заметно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество