Наличие избыточного люфта в рулевом управлении автомобиля может привести к потере контроля над машиной и стать причиной аварии. Давайте разберемся, что представляет собой этот параметр и когда его значения выходят за рамки допустимого.
Что такое суммарный люфт в рулевом управлении
Суммарный люфт - это совокупность зазоров в различных соединениях рулевого управления автомобиля. Этот параметр характеризует степень "мертвого хода" руля перед началом поворота колес.
Люфт (от нем. Luft — «воздух») — зазор, промежуток, свободный ход — термин, применяемый в механике и видеомонтаже.
Небольшой люфт нужен в конструкции для компенсации температурных деформаций, а также для снижения износа деталей. Однако чрезмерный суммарный люфт в рулевом управлении это проблема, требующая решения.
Последствия повышенного люфта в руле
Основные негативные последствия значительного люфта в рулевом управлении:
- Ухудшение управляемости и "плавающее" поведение автомобиля на дороге
- Запаздывание реакции автомобиля на поворот руля
- Потеря контроля над машиной, заносы
- Повышенный износ шин
- Вероятность дорожно-транспортного происшествия
По данным исследований, до 30% аварий происходит именно из-за технической неисправности транспортных средств. Поэтому контроль суммарного люфта в рулевом управлении это важная задача как для автовладельцев, так и для сотрудников ГИБДД.
Небольшой люфт в норме | До 10° у легковых автомобилей |
Повышенный люфт | Опасно для вождения |
Допустимые значения люфтов
Согласно ПДД РФ, максимальном значении суммарного люфта в рулевом управлении для разных категорий транспортных средств установлено:
- Легковые автомобили - не более 10°
- Автобусы - не более 20°
- Грузовики - не более 25°
Также существуют нормы люфтов, установленные автопроизводителями. Как правило, они немного ниже значений по ПДД.
Например, для отечественных автомобилей нормы таковы:
- ВАЗ-2106, 2107, 2109 - не более 5°
- ГАЗель пассажирская - 20°
- ГАЗель грузовая - 25°
Превышение этих значений говорит о неисправности и необходимости ремонта или регулировки рулевого управления.
Как определить наличие люфта в руле
Для измерения суммарного люфта пулевого управления используется специальный прибор - люфтомер. Он позволяет быстро и с высокой точностью определить величину люфтов.
Однако можно оценить наличие люфта и без приборов - по косвенным признакам:
- Запаздывание реакции автомобиля при повороте руля
- «Рысканье», плавающее поведение машины на прямой
- Посторонние стуки в рулевом управлении
- Вибрация руля при движении
Если вы почувствовали хотя бы один из этих симптомов - стоит как можно скорее проверить суммарный люфт в рулевом управлении. Сделать это можно при помощи прибора для измерения суммарного люфта пулевого управления. И если люфт действительно превышает норму - обратиться в автосервис.
Причины возникновения люфта в рулевом управлении
Основные причины появления повышенного люфта в руле автомобиля:
- Естественный износ деталей рулевого управления
- Ослабление креплений и резьбовых соединений
- Повреждение защитных чехлов и пыльников
- Нарушение регулировки механизма
- Деформация и износ рулевых тяг
Чаще всего люфты появляются из-за износа и ослабления креплений со временем. Но иногда люфт возникает после удара о препятствие или аварии, повредившей детали рулевой системы.
Как устранить люфт в рулевом управлении
Для исправления люфта в рулевом управлении необходимо:
- Определить конкретную неисправность при помощи прибор измерения суммарного люфта пулевого управления или визуального осмотра
- Заменить изношенные детали на новые
- Отрегулировать механизмы рулевой системы
- Подтянуть все ослабленные соединения
Полный перечень работ по устранению неисправностей приведен в книга ремонту эксплуатации на конкретную модель автомобиля.
Кто может устранить люфт в рулевом управлении
Ремонт и регулировку рулевого управления рекомендуется доверять опытным автомеханикам в специализированной мастерской. Причин тому несколько:
- Наличие профессионального инструмента и
прибор
дляизмерения
параметров - Возможность быстро и точно диагностировать неисправность
- Навыки сложного демонтажа/монтажа узлов
- Гарантия качества на выполненные работы
Конечно, некоторые простые виды ремонта (затяжка соединений, смазка) можно выполнить и самостоятельно, если есть опыт. Обязательно нужно изучить инструкцию и книгу по ремонту и эксплуатации.
Стоимость устранения люфта в рулевом управлении
Стоимость ремонта зависит от вида неисправности, перечня работ и стоимости запчастей. В среднем:
- Простая регулировка/затяжка - от 1500 рублей
- Замена тяги или рычага - от 2500 рублей
- Ремонт пулевого управления с разборкой - от 8000 рублей
При значительном износе или поломке может потребоваться замена всего рулевого механизма - до 15 000 рублей.
Профилактика и предупреждение люфта
Чтобы не допустить появления люфта или вовремя обнаружить эту неисправность, рекомендуется:
- Соблюдать сроки техобслуживания автомобиля
- Регулярно проверять состояние рулевого управления
- Не игнорировать посторонние шумы в рулевом механизме
- Избегать эксплуатации автомобиля с недоливом масла
- Не перегружать машину сверх нормы
Также важно аккуратно эксплуатировать автомобиль, избегая сильных ударов и аварий, которые могут привести к поломкам в рулевом управлении.
Как проверить наличие люфта самостоятельно
Чтобы оценить наличие люфта в рулевом управлении без специального оборудования, можно:
- Установить колеса прямо
- Плавно и медленно поворачивать руль в обе стороны на малый угол
- Оценить величину холостого хода руля перед началом поворота колес
Также на стоящем автомобиле можно крутить колеса вправо-влево руками - если есть значительный люфт, это будет заметно.