BMS-контроллер заряда аккумулятора: функции, типы, правила выбора

BMS-контроллеры - незаменимые помощники для обеспечения безопасной работы литиевых аккумуляторов. Узнайте в этой статье, как правильно подобрать и использовать контроллер заряда, чтобы продлить срок службы батареи в 2-3 раза.

Основные функции BMS-контроллера

BMS-контроллер выполняет несколько важных функций:

  • Защита от перезаряда и переразряда
  • Контроль температуры аккумулятора
  • Предотвращение коротких замыканий
  • BMS-контроллер заряда отвечает за правильный алгоритм зарядки и разрядки
  • Балансировка напряжений между ячейками аккумулятора

Благодаря этому достигается оптимальный режим работы батареи и значительно увеличивается срок ее службы.

Типы BMS-контроллеров и их характеристики

Существует несколько разновидностей BMS контроллеров:

  1. По типу аккумулятора:
      Для литий-ионных (Li-ion) Для литий-полимерных (Li-Po) Для литий-железо-фосфатных (LiFePO4)
  2. По функционалу:
      Простые - только защита С балансировкой напряжений С контролем заряда и разрядки

Основными параметрами BMS являются:

  • Максимальный ток
  • Максимальное напряжение
  • Количество ячеек в сборке аккумуляторов

Например, контроллер с характеристиками 3S 20A 12.6B BMS предназначен для 3 последовательно соединенных ячеек с суммарным напряжением 12.6 В и максимальным током 20 А.

Пайка BMS платы

Как выбрать подходящий BMS-контроллер заряда аккумулятора

При выборе BMS-контроллера нужно определить:

  1. Тип аккумулятора (Li-ion, Li-Po, LiFePO4)
  2. Количество ячеек в батарее
  3. Емкость каждой ячейки
  4. Максимальный разрядной ток

Исходя из этих данных, подбирается BMS с соответствующими характеристиками. Например, для батареи из 4х18650 ячеек требуется 4S BMS рассчитанный на нужный ток.

Важный момент - BMS должен иметь запас по току, т.е. максимальный ток контроллера должен быть выше, чем максимальный ток нагрузки.

Как правильно подключить BMS к аккумулятору

Последовательность подключения BMS контроллера аккумулятора:

  1. Аккуратно припаять провода BMS к каждой ячейке сборки
  2. Соединить ячейки последовательно с помощью перемычек
  3. Подключить нагрузку к выходным контактам BMS
  4. Зарядное устройство также подключается через BMS

Схема соединений приведена на рисунке:

При монтаже BMS нужно строго соблюдать полярность - иначе контроллер и аккумулятор могут выйти из строя.

BMS-контроллер заряда является обязательным компонентом для построения литиевого аккумулятора. Правильный выбор и монтаж BMS позволяет в разы продлить срок службы батареи.

Особенности зарядки через BMS-контроллер

При зарядке аккумулятора через BMS контроллер нужно учитывать несколько моментов:

  1. Максимальный зарядный ток не должен превышать допустимый ток BMS
  2. Напряжение зарядного устройства подбирается исходя из количества последовательно соединенных ячеек
  3. Рекомендуется использовать зарядные устройства с возможностью регулировки тока и напряжения

Качественное ЗУ для зарядки через BMS должно поддерживать алгоритмы CC/CV или CCCV.

Возможные неисправности BMS и способы их устранения

Среди типичных поломок BMS контроллеров встречаются:

  • Перегорание предохранителя
  • Выход из строя балансировочных резисторов
  • Нарушение паяных соединений на плате

Для их починки обычно требуется паяльник и некоторые навыки работы с электронными компонентами. В сложных случаях проще заменить BMS на новый.

Производство аккумуляторов

BMS-контроллеры разных производителей: сравнение, отзывы

Хорошо зарекомендовали себя BMS контроллеры таких фирм, как Daly и BesTech. Модели этих производителей отличаются надежностью и стабильной работой.

В числе популярных бюджетных BMS можно выделить модели от ЗАО "Технокомплект". Они просты в использовании и обслуживании.

DIY BMS-контроллер: как собрать своими руками

Домашняя сборка BMS возможна, но требует опыта в пайке и программировании микроконтроллеров. Готовые модули проще приобрести.

В основе DIY BMS лежит плата Arduino и датчики тока, напряжения и температуры подключенные к ней. На Arduino загружается прошивка, реализующая алгоритмы контроля и управления аккумулятором.

BMS для электромобилей, скутеров и другого электротранспорта

Для электротранспорта применяются мощные BMS, рассчитанные на высокие токи потребления. Они объединяют в себе несколько плат защиты, каждая из которых управляет группой последовательно соединенных аккумуляторов.

Например, в электроскутере может использоваться 48В сборка из 12S5P аккумуляторов 18650. Для нее потребуются 5 BMS по 12S и "главный" BMS контролирующий все 5 групп батарей.

Как продлить срок службы аккумуляторов с помощью BMS-контроллера

Использование BMS контроллера при эксплуатации литиевых аккумуляторов позволяет значительно увеличить срок их службы. Рассмотрим основные рекомендации:

  1. Выбирать BMS с запасом по максимальному току
  2. Не превышать допустимые токи заряда и разряда
  3. Регулярно производить балансировку ячеек аккумулятора
  4. Использовать качественные ЗУ для зарядки батареи

Если в процессе эксплуатации будут соблюдаться все требования по работе через BMS, ресурс аккумуляторной батареи легко может составить 1500-2000 циклов заряда/разряда.

Отличия BMS для Li-Po и Li-Ion аккумуляторов

Хотя литий-полимерные (Li-Po) и литий-ионные (Li-Ion) элементы питания похожи, для них требуются разные BMS-контроллеры. Главные отличия:

  1. Разное напряжение полного заряда:
      Li-Po: 4.2V Li-Ion: 4.1V
  2. Требования по максимальному напряжению ячейки в сборке

Поэтому при выборе BMS обязательно нужно обязательно учитывать тип аккумулятора в батарее.

Перспективы развития BMS-контроллеров

В ближайшем будущем ожидается появление BMS-контроллеров следующего поколения со следующими улучшениями:

  • Встроенные средства телеметрии и удаленного мониторинга
  • Расширенные диагностические функции
  • Увеличенный срок службы компонентов

Это позволит обеспечить еще более надежную и долговечную работу литиевых аккумуляторов с применением BMS.

Особенности BMS контроллеров для больших аккумуляторных батарей

Для построения аккумуляторных батарей большой емкости используются сложные каскадные схемы из нескольких BMS-контроллеров.

К примеру, для реализации 288В батареи на основе 18650 элементов может потребоваться объединение:

  • 96 ячеек 18650 в группы по 3шт. (3S) с BMS на 15А
  • Группы соединяются в 32 последовательные цепочки по 12S
  • Устанавливается общий "главный" BMS контроллер на 384В 100А

Такая схема обеспечивает надежную эксплуатацию всего массива аккумуляторов при суммарном напряжении сотни вольт и емкости сотен ампер-часов.

Правила техники безопасности при работе с BMS

Хотя BMS-контроллер и выполняет важные защитные функции, при монтаже и обслуживании аккумуляторов стоит соблюдать меры предосторожности:

  • Использовать изолированный инструмент
  • Быть внимательным при пайке BMS
  • Проверять отсутствие КЗ перед включением
  • Не касаться открытых контактов питания

Стоит помнить, что напряжение всего в несколько десятков вольт уже представляет смертельную опасность. Поэтому работать аккуратно и строго по инструкции.

Дополнительные устройства для BMS

Для расширения функционала BMS-контроллеров часто используются:

  • Блоки индикации с кнопками управления
  • Беспроводные модули Bluetooth или Wi-Fi
  • Температурные датчики
  • Внешние системы оповещения и сигнализации

Это эффективно предотвращает появление проблем, а также позволяет организовать удобный контроль параметров аккумулятора и оперативно реагировать на возникающие неисправности.

Перспективные разработки в области BMS

Среди перспективных проектов с использованием BMS-контроллеров можно выделить:

  1. BMS с функцией быстрой зарядки
  2. Интеллектуальные "самообучающиеся" BMS
  3. BMS на основе искусственных нейронных сетей

Применение новых технологий позволит вывести возможности и надежность BMS на новый уровень в ближайшие годы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.