Ярославский речной порт - ключевой транспортный узел региона с богатой историей. Расположенный на живописных берегах Волги, он играет важную роль в экономике области уже почти 75 лет. Давайте проследим путь порта от первого упоминания до наших дней.
Историческая справка о порте
Ярославский речной порт был основан в 1948 году на базе пристани, существовавшей в этом месте как минимум с XIII века. Регулярное пассажирское сообщение по Волге началось еще в середине XIX века, однако вокзалы на берегах реки не строились вплоть до 1930-х годов. До этого для обслуживания пассажиров использовались плавучие и стационарные дебаркадеры.
В советский период инфраструктура порта активно развивалась. Были построены грузовые районы на правом и левом берегах Волги, причальные стенки, складские и ремонтные мощности. Речной флот пополнился буксирами, баржами, кранами и пассажирскими судами.
Приватизация порта прошла в 1990-х годах. В настоящее время 57,4% акций принадлежит ЗАО "Спектр-Холдинг", еще 31,5% - ЗАО "Торговый дом "Ярославский речной порт".
Ярославский речной порт обладает грузовыми районами с причальными стенками на правом и левом берегах реки Волга, картами намыва и отгрузки продукции, удобно расположенными вблизи транспортных магистралей.
Основные виды деятельности порта
Ярославский речной порт осуществляет перевозку, хранение и перевалку различных грузов. К основным из них относятся:
- Песок, гравий, щебень, гипс, гранулированный шлак, пиритные огарки и другие навалочные грузы
- Негабаритные и тяжеловесные грузы
Годовой грузооборот порта составляет 3,5 млн тонн. Для перевозок используется буксирный флот мощностью от 300 до 1340 лошадиных сил, несамоходные баржи, плавучие краны грузоподъемностью 5-16 тонн.
Помимо грузовых операций, речной порт Ярославля занимается пассажирскими перевозками по следующим направлениям:
- Маршрутные рейсы до Толги и Вакарево
- Экскурсионные прогулки до Толгского монастыря
- Заказные рейсы по Волге и ее притокам
Стоимость билетов варьируется в зависимости от направления и типа судна. Например, прогулка до Толгского монастыря и обратно на теплоходе "Москва 208" обойдется:
Месяц | Стоимость для взрослого | Стоимость для ребенка от 5 до 10 лет |
Май, сентябрь | 250 рублей | 150 рублей |
Июнь, июль, август | 300 рублей | 200 рублей |
К дополнительным услугам речного порта Ярославля относятся:
- Аренда складских помещений и открытых площадок
- Ответственное хранение грузов
- Организация отправки грузов различными видами транспорта
- Ремонт и техническое обслуживание флота
- Обучение и повышение квалификации плавсостава
Инфраструктура речного порта
Речной порт Ярославля располагает обширной инфраструктурой, необходимой для осуществления грузовых и пассажирских перевозок.
Территория и акватория порта включает грузовые районы на правом и левом берегах Волги с причальными стенками, карты намыва и отгрузки продукции. Грузовые районы имеют железнодорожные ветки и автомобильные подъезды к федеральным трассам.
К основным портовым сооружениям относятся 5 грузовых причалов, пассажирский причал с возможностью одновременного швартования 3 судов, 2 плавучих крана грузоподъемностью 5 и 16 тонн.
Для хранения грузов речной порт Ярославля использует крытые склады площадью более 5000 кв.м, открытые склады площадью свыше 14 000 кв.м, рефрижераторы емкостью 300 тонн.
На базе порта действуют судоремонтные мастерские, осуществляющие текущий и капитальный ремонт флота, стапель на 150 судов, цех металлоконструкций.
Взаимодействие речного порта с регионом
Речной порт Ярославля играет большую роль в транспортной инфраструктуре региона. Он имеет удобную транспортную связь с другими видами транспорта.
С железной дорогой порт соединен ветками протяженностью около 3 км. Пассажирское сообщение осуществляется через Ярославский главный и московский вокзалы.
Автомобильное сообщение обеспечивается посредством федеральной автотрассы M8 «Холмогоры», проходящей в непосредственной близости от порта.
Благодаря выгодному расположению на глубоководной Волге, речной порт Ярославля связан водными путями со многими регионами центральной России и портами Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного морей.
Экологическая ответственность
Речной порт Ярославля уделяет пристальное внимание вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
На территории порта действует специальный приемный пункт для сбора жидких и твердых отходов с судов. Отходы в дальнейшем утилизируются и обезвреживаются на полигонах и очистных сооружениях области.
Для предотвращения попадания загрязняющих веществ в Волгу реализуется комплекс мероприятий, включающий установку боновых заграждений, локализацию аварийных разливов нефтепродуктов, обеспечение флота сборными емкостями.
В ближайшие годы запланирована модернизация очистных сооружений с увеличением мощности и повышением эффективности очистки ливневых и талых вод порта.
Безопасность в порту
Речной порт Ярославля уделяет первостепенное внимание вопросам обеспечения безопасности на подведомственной территории и акватории.
Контрольно-пропускной режим на объектах порта организован в соответствии с требованиями Минтранса России. Территория и суда оборудованы средствами видеонаблюдения, тревожной сигнализацией, охраняются лицензированной службой.
Большое значение уделяется профилактическим мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению готовности к ликвидации их последствий. Ежегодно отрабатываются планы по локализации условных аварий и разливов нефтепродуктов.
Интересные факты о порте
За почти 75-летнюю историю в Ярославском речном порту накопилось немало любопытных историй и фактов.
Во время навигации здесь регулярно швартуются все речные круизные теплоходы, следующие транзитом из Москвы в Санкт-Петербург. Ярославль с его богатым историко-культурным наследием является обязательной остановкой маршрута.
Находясь в речном порту, можно увидеть проходящий мимо Императорский мост, построенный в 1913 году. По преданию, незадолго до открытия моста здесь побывал император Николай II.
В 1990-е годы часть помещений речного вокзала сдавалась под офисы и магазины. В одном из таких помещений в 2017 году разместился дилерский центр сельхозтехники, объявивший конкурс на лучший дизайн-проект своего будущего офиса. К сожалению, предложенные участниками варианты заказчика не устроили.