Маховик для автомобилей ВАЗ 2109: выбор и установка

Маховик - один из ключевых компонентов двигателя автомобиля, от работы которого зависит плавность хода и долговечность мотора. В этой статье мы рассмотрим особенности выбора и замены маховика на примере популярной "классики" - ВАЗ 2109.

Назначение и функции маховика в двигателе ВАЗ 2109

Маховик представляет собой массивный металлический диск, установленный на хвостовике коленвала двигателя. От точности его балансировки и вращения напрямую зависит плавность работы мотора.

Основные функции маховика:

  • Обеспечение равномерной угловой скорости вращения коленвала.
  • Вывод поршней из "мертвых" точек во время рабочего цикла.
  • Передача крутящего момента на сцепление и коробку передач.
  • Передача осевого усилия от шестерни стартера к маховику и коленвалу для запуска двигателя.

При возникновении биения или дисбаланса маховика двигатель начинает работать неравномерно, с перебоями, возрастает вибрация и износ деталей КШМ. Поэтому важно следить за исправностью детали и вовремя менять изношенный или деформированный маховик.

Вид с высоты на живописную прибрежную дорогу. Красная Лада 2109 едет вдоль обрыва над пляжем и океаном. Золотой вечерний свет создает длинные тени и придает сцене ностальгическое настроение.

Требования к материалам и геометрии маховика

Маховик должен быть инженерно спроектирован и точно сбалансирован, чтобы выдерживать эксплуатационные нагрузки и обеспечивать долгий срок службы. К материалам и геометрии маховика предъявляются следующие требования:

  • Изготовление из высокопрочных сталей (20ХН3А, 30ХГСА) методами штамповки или литья.
  • Точная геометрия и балансировка в пределах нескольких грамм на 1 кв. метр.
  • Наличие установочного отверстия под опорный штифт и крепежные болты.
  • Термообработка поверхностей трения для повышения износостойкости.
  • Оптимальная масса и момент инерции для конкретного типа двигателя.

Все эти требования обеспечивают высокую надежность и долгий срок службы оригинального маховика ВАЗ 2109.

Оригинальный маховик 2109-1005115 - характеристики

Штатный маховик 2109-1005115 изготавливается из высококачественной легированной стали методом горячей объемной штамповки. Он имеет оптимальную массу в 6,45 кг и момент инерции 0,042 кг*м2.

Основные технические характеристики маховика 2109-1005115:

  • Диаметр посадочного отверстия - 72 мм
  • Наружный диаметр венца - 310 мм
  • Толщина венца - 35 мм
  • Масса - 6,45 кг
  • Количество крепежных отверстий - 8 штук
  • Метка на венце для балансировки - 2 мм, 90°

Такая конструкция позволяет выдерживать длительные эксплуатационные нагрузки в составе атмосферных двигателей ВАЗ.

Крупный план масленых рук, открывающих капот синей ВАЗ 2109 гаечным ключом, готовясь заменить маховик. Сцена происходит в домашнем гараже в пасмурный день, мягкий естественный свет падает из открытых ворот гаража.

Модифицированные маховики для форсированных моторов

При форсировании двигателей ВАЗ для увеличения мощности штатные маховики зачастую не справляются с возросшими нагрузками. Для таких случаев выпускаются усиленные модификации с более высоким запасом прочности и лучшей балансировкой.

Например, маховик 2109-1005115-02 производства "ВолгаАвтоПром" предназначен для "форсированных" моторов ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 с двигателями ВАЗ-124 и ВАЗ-126.

Конструктивные особенности данного маховика:

  • Увеличенная толщина венца до 45 мм.
  • Использование более прочных легированных сталей.
  • Дополнительная термообработка и балансировка венца.

Маховик 2109-1005115-02 позволяет повысить надежность и ресурс двигателя при повышенных мощностных нагрузках.

Подбор маховика по метке на венце

Для правильной балансировки и совмещения двумассового маховика с демпфером крутильных колебаний на венце наносится специальная метка.

Метка маховика ВАЗ 2109 представляет собой точку диаметром 2 мм, которая наносится на 90 градусов от установочного штифта в сторону вращения.

При установке нового маховика важно контролировать совмещение метки с риской на кожухе двигателя. Это обеспечит плавную и бесшумную работу двигателя на всех оборотах.

Особенности снятия и установки маховика

При необходимости замены изношенного маховика рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Снять коробку передач и выкрутить болты крепления маховика, предварительно сняв систему выпуска.
  2. С помощью съемника аккуратно снять маховик с опорного штифта на хвостовике коленвала.
  3. Очистить посадочные поверхности хвостовика и ступицы маховика от остатков прокладки.
  4. Установить новый маховик, совместив метку на 90° с риской на кожухе маховика.
  5. Завернуть болты крепления и установить выхлопную систему.

После замены маховика необходимо выполнить балансировку двигателя, прогреть и обкатать мотор в режимах близких к номинальным.

Причины выхода маховика из строя

Несмотря на прочную конструкцию, маховик ВАЗ 2109 может выйти из строя по ряду причин:

  • Механические повреждения венца при аварии или неаккуратной эксплуатации.
  • Нарушение балансировки из-за длительной эксплуатации.
  • Трещины на ступице маховика от усталостных нагрузок.
  • Прослабление посадки маховика на коленвальном хвостовике.
  • Попадание агрессивных веществ и жидкостей в зону маховика.

Во всех этих случаях требуется оперативная замена маховика для предотвращения поломки двигателя.

Как определить неисправность маховика

Основные симптомы неисправного маховика:

  • Появление вибрации при работе двигателя.
  • Шум и стуки при исчезновении нагрузки на мотор.
  • Затруднения при запуске двигателя стартером.
  • Посторонний шум в КПП из-за нарушения балансировки маховика.
  • Течь масла через уплотнительные шайбы из-за биения маховика.

При обнаружении этих признаков следует диагностировать крутильные колебания с помощью специальных приборов и при подтверждении дефекта заменить маховик.

Оригинальные и неоригинальные маховики

При выборе маховика ВАЗ 2109 можно использовать как оригинальные, так и неоригинальные варианты от альтернативных производителей. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы:

  • Оригинал от АвтоВАЗа - высокое качество и надежность, но высокая стоимость.
  • Неоригинал дешевле, но чаще претензии к балансировке и материалам.

Поэтому при выборе стоит найти оптимальное соотношение цены и качества, обращая внимание на отзывы и гарантию производителя.

Момент затяжки болтов крепления маховика

При установке нового или отремонтированного маховика очень важно соблюдать рекомендованный момент затяжки болтов его крепления к двигателю.

Затяжка должна производиться равномерно крест-накрест динамометрическим ключом.

Несоблюдение момента может привести либо к ослаблению крепления, либо к срыву резьбы болтов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество