Южный речной порт - важнейший объект транспортной инфраструктуры Москвы. Какие изменения происходят сегодня в этом стратегическом грузовом порту на Москве-реке?
История строительства Южного речного порта
Строительство Южного речного порта началось в конце 1930-х годов после завершения сооружения канала имени Москвы, соединившего столицу с Волгой. Это потребовало развития инфраструктуры речного транспорта в Москве, в том числе и грузовых портов.
Возведение порта велось в трудных условиях заболоченной местности Сукина болота силами НКВД. Территория превратилась в охраняемую «зону» со специальными бараками для узников.
Первые суда пришвартовались у причалов Южной гавани Москвы-реки осенью 1940 года. Они доставили в столицу продовольствие с полей Подмосковья для нужд растущего населения города.
Особую роль порт сыграл в годы Великой Отечественной войны, обеспечивая снабжение осажденной немецкими войсками Москвы. Через него ежедневно поступало:
- До 10-12 тысяч тонн зерна, продуктов питания
- Топливо - дрова для выработки тепла и электроэнергии
Когда большая часть работников порта ушла на фронт, их место заняли женщины, подростки и раненые бойцы.
Современное состояние порта
Сегодня Южный речной порт представляет собой крупный грузовой комплекс площадью 29,6 га с развитой инфраструктурой.
Основные технические характеристики порта:
Протяженность причальной стенки | 2178 м |
Количество специализированных причалов | 17 |
Портальные краны, их грузоподъемность | 14 кранов на 5-27,5 тонн |
Площадь складских помещений | 87000 м2 |
Порт обрабатывает различные грузы, прибывающие речным и железнодорожным транспортом. Действует крупный контейнерный терминал с возможностью прямой перевалки контейнеров с одного вида транспорта на другой.
Южный речной порт играет важную роль в товарообороте российской столицы. По оценкам экспертов, к 2025 году его грузооборот может вырасти. Этому будут способствовать планы модернизации и расширения мощностей порта.
Однако развитие порта не должно идти в ущерб экологии. Внедрение современных "зеленых" технологий позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Перспективы развития
В последние годы активно ведется модернизация Южного речного порта с целью увеличения его грузооборота. Так, планируется расширение контейнерного терминала, который сейчас является крупнейшим в Москве по обработке речных контейнеров.
«Развитие речного транспорта - один из приоритетов в транспортной стратегии Москвы, - отмечает мэр Москвы. - Это позволит разгрузить автомобильные дороги города».
По прогнозам, к 2025 году грузооборот Южного речного порта может вырасти на 15-20% по сравнению с текущим уровнем. Эксперты связывают это с ростом доли водного транспорта Москвы доли в грузоперевозках.
Экологические аспекты
Несмотря на экономическую эффективность, активное использование водного транспорта несет потенциальные экологические риски.
Для их минимизации в порту планируется поэтапный переход техники на более экологичные виды топлива, а также усовершенствование систем фильтрации стоков.
Значение порта для Москвы
На долю речного транспорта в Москве приходится около 6% от всего грузооборота. Южный речной порт играет ключевую роль в обеспечении этого показателя.
По сравнению с автомобильным транспортом, водный
отличается более низкой себестоимостью грузоперевозок. Это позволяет снижать издержки бизнеса в Москве.
Рекомендации по использованию услуг порта
Для компаний, осуществляющих поставки товаров в Москву, особенно из регионов, расположенных вдоль водных артерий страны, целесообразно рассмотреть вопрос использования услуг Южного речного порта.
Это позволит оптимизировать логистические издержки за счет более дешевой доставки грузов по сравнению с автомобильным и железнодорожным транспортом.
Планы дальнейшего развития
Руководство Южного речного порта не планирует останавливаться на достигнутом. В ближайшие годы будут реализованы новые проекты, направленные на увеличение мощностей порта.
Строительство новых причалов
Для расширения возможностей по приему и обработке судов планируется сооружение дополнительных глубоководных причалов оснащенных современным погрузочно-разгрузочным оборудованием.
Увеличение площадей складов
Будет построен новый складской терминал площадью 15 000 м2, оснащенный кранами и подъездными железнодорожными путями. Это позволит нарастить объемы хранения грузов.
Закупка дополнительных кранов
Для ускорения грузовых операций планируется приобретение еще 5 кранов грузоподъемностью до 40 тонн. Это увеличит скорость обработки судов в порту.
Переход на экологичные виды топлива
В рамках снижения негативного воздействия на окружающую среду руководство порта планирует поэтапный перевод техники на экотопливо.
Уже к 2025 году до 30% грузоподъемной техники будет работать на газомоторном топливе, что существенно сократит вредные выбросы.
Перспективы речных пассажирских перевозок
Помимо грузовых операций, Южный речной порт может частично использоваться и для организации пассажирского сообщения.
Возможно открытие маршрутов на теплоходах и катерах от причалов порта до центра Москвы. Это разгрузит наземный транспорт и создаст дополнительные возможности для туристов.