Признаки неисправности колдуна на ВАЗ 2110 проявляются во время торможения - это увод автомобиля в сторону, срыв в занос или недостаточная эффективность тормозов. Давайте разберемся, как найти этот загадочный узел и что делать, если он вышел из строя.
Что такое колдун на ВАЗ 2110 и зачем он нужен
Колдун или, по научному, регулятор давления задних тормозов - это узел, отвечающий за распределение тормозных усилий между передней и задней осью автомобиля ВАЗ 2110. Его основная задача - не допустить преждевременной блокировки задних колес для предотвращения заноса.
Можно сказать что "колдун" - это дедушка системы АБС. Кстати, забавно, что много кто слышал данное словечко и некоторые даже представляют что это и для чего надо, но вот правильное название сказать готовы далеко не все.
Внутри металлического корпуса колдуна находится подпружиненный поршень. Снаружи расположены тормозные магистрали, а также подвижная тяга, соединяющая регулятор с задней подвеской. При резком торможении и наклоне кузова тяга давит на поршень, который частично перекрывает выход тормозной жидкости на задние колеса.
Название "колдун" появилось еще на первых "Жигулях" из-за загадочности принципа работы этого узла. На современных иномарках вместо колдуна используется более сложная и совершенная антиблокировочная система (ABS), выполняющая те же функции.
Где находится колдун на ВАЗ 2110
Расположен регулятор давления задних тормозов на специальном кронштейне под днищем автомобиля в районе задних колес, чуть левее по ходу движения:
- Добраться до колдуна можно при помощи подъемника, эстакады или смотровой ямы
- Работать с этим узлом удобнее всего на подъемнике - тогда есть доступ со всех сторон
- При наличии только напольных домкратов придется полезть под машину, что не очень удобно
Местоположение колдуна на ВАЗ 2110: | Под днищем возле задних колес слева |
Как добраться: | Подъемник, эстакада, смотровая яма |
Удобство доступа: | На подъемнике - максимальное |
На приведенной ниже схеме ВАЗ 2110 видно точное расположение колдуна под задней частью автомобиля:
Зная это местоположение, можно приступать к диагностике или замене регулятора давления задних тормозов ВАЗ 2110.
Признаки неисправности регулятора давления задних тормозов ВАЗ
Определить неполадки колдуна на ВАЗ 2110 можно как при внешнем осмотре, так и во время движения:
- Наличие подтеков тормозной жидкости - признак износа резиновых уплотнений
- Коррозия, грязь, ржавчина мешают работе узла или указывают на долгий срок эксплуатации
- Отсутствие хода штока при нажатии на педаль тормоза - заклинивание поршня
- Зазор между рычагом и пластиной не равен 2 мм - нарушена регулировка
- Непредсказуемое поведение автомобиля при торможении - увод в сторону, занос, потеря эффективности
При обнаружении одного или сразу нескольких таких симптомов требуется либо ремонт и регулировка колдуна ВАЗ 2110, либо его полная замена , если дефекты слишком серьезные или запущенные.
К сожалению, проблемы с этим узлом встречаются довольно часто. Но в ряде случаев "виноват" может быть не только колдун, но и другие элементы тормозной системы ВАЗ.
Попробуем разобраться, как заменить регулятор давления задних тормозов на ВАЗ 2110 своими силами.
Необходимые инструменты и материалы
Для замены потребуются:
- Ключи на 10, 13, спецключ для тормозных трубок
- 400 грамм тормозной жидкости
- 4 резиновые заглушки для штуцеров
- WD-40 или другая проникающая смазка
- Новый колдун (рекомендуется ВИС, Fenox не надежный)
- Подъемник, смотровая яма или эстакада
- Раскрутить штуцеры тормозных трубок с помощью спецключа, заглушить, снять колдун ВАЗ 2110
- Установить новый регулятор на кронштейн, затянуть болты не до конца
- Подсоединить трубки, затянуть штуцеры, прокачать тормозную систему ВАЗ 2110
- Отрегулировать колдун 2110, установив нужный зазор
После замены колдуна обязательны регулировка и прокачка тормозов - иначе могут сохраняться проблемы с эффективностью или управляемостью ВАЗ 2110.
Как правильно отрегулировать колдун ВАЗ 2110
После установки нового или замены старого колдуна ВАЗ 2110 необходимо выполнить его регулировку - иначе он просто не будет работать должным образом.
Положение колдуна зависит от высоты подвески и положения кузова. Поэтому регулировку проводят:
- После каждой замены регулятора давления или тормозных шлангов
- При замене амортизаторов, пружин, ремонте подвески
- Чтобы скомпенсировать неравномерный износ шин
Порядок регулировки колдуна ВАЗ 2110:
- Установить автомобиль на эстакаду или в смотровую яму , чтобы подвеска находилась в рабочем положении
- Отпустить крепежные болты колдуна и сделать максимальный ход регулировки
- Переместить колдун, установив зазор 2 мм между пластиной и рычагом
- Закрепить колдун и проверить величину зазора щупом
Правильная регулировка колдуна ВАЗ 2110 гарантирует оптимальную работу тормозов и курсовую устойчивость автомобиля.
Типичные неисправности регулятора давления тормозов ВАЗ 2110
Самые распространенные поломки колдуна на ВАЗ 2110:
- Потери тормозной жидкости из-за износа манжет
- Заклинивание поршня от грязи - колдун "замер"
- Сбита регулировка - неправильный зазор пластины и рычага
- Трещины, сколы, деформация корпуса от ударов и коррозии
- Срыв резьбы в результате перекоса или перетяжки
При появлении таких неисправностей колдун ВАЗ 2110 подлежит замене, а не ремонту.
Чаще всего выход колдуна из строя выдают косвенные признаки:
- Провал педали тормоза
- Увод в сторону при торможении
- Ухудшение эффективности торможения
- Вибрация и дребезжание при торможении
Поэтому важно вовремя диагностировать неисправность и заменить колдун, не дожидаясь серьезных поломок или аварии.
Сложности при самостоятельной установке колдуна ВАЗ 2110
Как и любая процедура "под машиной", замена и регулировка колдуна на ВАЗ 2110 имеет ряд нюансов, которые надо учитывать.
Доступ к колдуну
Сложность демонтажа и установки колдуна ВАЗ 2110 определяется местом выполнения работ:
- На подъемнике - удобный доступ снизу и сбоку
- На смотровой яме или эстакаде - надо глубже заползать под машину
- На канаве с домкратом - значительные сложности с доступом
Опасность повредить колдун или корпус
Колдун из алюминиевого сплава крепится болтами к металлической подвеске. При неаккуратных действиях возможны:
- Пережимание или перекручивание тормозных магистралей
- Срыв резьбы в отверстиях кронштейна
- Деформация корпуса колдуна
Опасно для здоровья
При длительном нахождении под автомобилем возникает риск:
- Получить травму при случайном падении машины с домкрата
- Отравиться выхлопными газами
- Заработать межпозвонковый остеохондроз
Влияние погодных условий
Дождь, снег или сильный мороз значительно осложняют процесс замены колдуна:
- Скользкое дорожное полотно мешает разместиться под автомобилем
- Мокрая одежда и руки повышают риск удара током от инструмента
- Приходится работать в неудобной позе из-за непогоды