Где расположено реле вентилятора в ВАЗ 2114

Перегрев двигателя - серьезная опасность для любого автомобиля, особенно для такой популярной модели как ВАЗ 2114. В этой статье мы разберем, как найти и проверить реле вентилятора охлаждения, чтобы своевременно предотвратить поломку двигателя.

Обзор системы охлаждения на ВАЗ 2114

Система охлаждения отвечает за поддержание оптимальной рабочей температуры двигателя. Ее основными компонентами являются:

  • Радиатор
  • Насос
  • Термостат
  • Расширительный бачок
  • Охлаждающая жидкость
  • Электровентилятор

Электровентилятор принудительно прогоняет воздух через радиатор, ускоряя тем самым процесс теплообмена. Он включается при достижении определенной температуры двигателя и отключается при ее снижении. Управление вентилятором осуществляется с помощью реле - электромагнитного переключателя, срабатывающего при подаче электрического сигнала.

Реле вентилятора играет ключевую роль в предотвращении перегрева двигателя ВАЗ 2114. От его исправной работы зависит бесперебойная эксплуатация автомобиля.
ВАЗ 2114 с открытым капотом и видом на систему охлаждения

Где расположено реле вентилятора на ВАЗ 2114

На ВАЗ 2114 установлено два реле вентилятора. Первое находится в основном монтажном блоке под капотом. В этом блоке также расположен предохранитель F5, отвечающий за питание вентилятора и клаксона.

Второе реле установлено в дополнительном блоке реле и предохранителей в салоне автомобиля под приборной панелью со стороны пассажира. В этом блоке также находится главное реле зажигания и реле бензонасоса.

Положение реле вентилятора во втором блоке может меняться - оно может быть как вторым, так и третьим по счету. Рядом с каждым реле расположен предохранитель, входящий в цепь питания вентилятора.

1 Главное реле зажигания
2 Реле вентилятора охлаждения
3 Реле бензонасоса

Таким образом, чтобы найти нужное реле, следует ориентироваться по маркировке на блоке реле и предохранителей в салоне автомобиля.

Двигатель ВАЗ 2114 в разрезе с подсветкой датчика температуры

Как проверить предохранитель и реле вентилятора

Чтобы проверить исправность цепи питания вентилятора, необходимо:

  1. Найти предохранитель F5 в монтажном блоке и визуально оценить его состояние
  2. Проверить наличие звукового сигнала при нажатии на клаксон
  3. Заменить предохранитель F5 в случае его перегорания
  4. Найти реле вентилятора в блоке реле и предохранителей под приборной панелью
  5. Проверить исправность контактов реле при помощи омметра
  6. При необходимости зачистить окислившиеся контакты
  7. Заменить реле в случае его неисправности

Типичными причинами выхода из строя реле и предохранителей являются:

  • Короткие замыкания в цепи
  • Перегрузки по току
  • Электрические перенапряжения
  • Механические воздействия и вибрации
  • Коррозия контактов

Поэтому важно своевременно обнаруживать и устранять возникающие неполадки в системе охлаждения ВАЗ 2114.

Диагностика электродвигателя вентилятора

Если предохранители и реле вентилятора исправны, а вентилятор по-прежнему не запускается, то причиной может быть неисправность электродвигателя вентилятора охлаждения.

Чтобы проверить работоспособность электродвигателя, необходимо:

  1. Отключить разъем электродвигателя от жгута проводов
  2. Подключить электродвигатель напрямую к аккумуляторной батарее
  3. Если электродвигатель не запустился - он неисправен

Типичными причинами отказа электродвигателя вентилятора являются:

  • Износ или загрязнение щеток
  • Задевание обмотки о статор
  • Повреждение подшипников
  • Обрыв обмоток обмоток якоря

Проверка датчика температуры двигателя

Датчик температуры двигателя (датчик ДТОЖ) отвечает за своевременное включение вентилятора при перегреве. Неисправность этого датчика может привести к тому, что вентилятор либо не будет срабатывать вообще, либо будет включаться с запозданием.

Чтобы проверить датчик ДТОЖ на ВАЗ 2114 с инжекторным двигателем, необходимо:

  1. Запустить двигатель и дать ему прогреться
  2. Отсоединить разъем датчика ДТОЖ от жгута проводов
  3. Если после этого вентилятор заработает - датчик неисправен

Пошаговый алгоритм диагностики вентилятора

Итак, для диагностики причин неработающего вентилятора охлаждения на ВАЗ 2114 рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

  1. Проверить целостность предохранителя F5
  2. Проверить исправность реле вентилятора охлаждения
  3. Проверить работоспособность электродвигателя вентилятора
  4. Проверить датчик температуры двигателя

Только последовательно пройдя все эти пункты, можно достоверно локализовать неисправность, не допуская ложных диагнозов.

Профилактика поломок вентилятора

Для предотвращения поломок вентилятора и других элементов системы охлаждения ВАЗ 2114 рекомендуется:

  • Регулярно проверять уровень и качество охлаждающей жидкости
  • Следить за чистотой поверхности радиатора и работой термостата
  • Не допускать перегрева двигателя
  • Своевременно обслуживать и менять компоненты системы охлаждения

Особенности устройства вентилятора на инжекторных двигателях

В отличие от карбюраторных двигателей, на инжекторных двигателях, установленных на ВАЗ 2114, вентилятор охлаждения является электрическим. Его работа полностью контролируется электронным блоком управления двигателем (ЭБУ).

От ЭБУ идет сигнал на реле вентилятора, которое в свою очередь подает напряжение на электродвигатель вентилятора. Также в цепь включен датчик температуры двигателя, позволяющий срабатывать вентилятору только по достижении определенной температуры.

Такая схема управления вентилятором позволяет более точно контролировать температурный режим двигателя. Однако она же является источником дополнительных неисправностей, связанных с электронными компонентами.

Возможные неисправности ЭБУ

На инжекторных двигателях ВАЗ 2114 в качестве ЭБУ могут использоваться блоки М74VF, М73 или Bosch М7.9.7. Каждый из этих блоков может давать сбои, приводящие к некорректной работе системы охлаждения.

Типичными неисправностями ЭБУ являются:

  • Обрыв цепей управления реле вентилятора
  • Сбои в работе цепей датчиков
  • Негерметичность корпуса блока, приводящая к коротким замыканиям

Поиск подобных неисправностей требует привлечения квалифицированного диагноста.

Замена реле вентилятора ВАЗ 2114

При выявлении неисправности самого реле вентилятора охлаждения его необходимо заменить. Реле вентилятора относится к необслуживаемым и неремонтопригодным элементам.

Порядок замены реле вентилятора на ВАЗ 2114:

  1. Отсоединить провод от клеммы аккумуляторной батареи
  2. Извлечь неисправное реле из держателя
  3. Установить новое реле, соблюдая полярность подключения контактов

После замены реле обязательно проверить работу вентилятора охлаждения на всех режимах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество