Разборка стартера для замены изношенных деталей: пошаговая инструкция

Вы когда-нибудь задумывались, что происходит под капотом вашего автомобиля, когда вы поворачиваете ключ зажигания? А именно - какие процессы запускаются в стартере, чтобы раскрутить маховик двигателя для его запуска? В этой статье мы не только подробно разберем, как устроен этот важнейший механизм, но и шаг за шагом рассмотрим, как самостоятельно его разобрать для ремонта или замены изношенных деталей.

Крупным планом распотрошенный стартер с подписанными деталями

1. Подготовка к разборке стартера

Прежде чем приступать непосредственно к разборке стартера, необходимо правильно подготовиться, чтобы процесс прошел максимально гладко и результативно. Давайте рассмотрим основные моменты.

Инструменты и материалы

Вам потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Набор гаечных ключей
  • Отвертки (крестовая, шлицевая, торцевая)
  • Молоток
  • Съемник подшипников
  • Плоскогубцы
  • Наждачная бумага
  • Уайт-спирит или бензин для очистки деталей
  • Ветошь
  • Компрессор для обдува узлов
  • Мультиметр для замеров электрических цепей
  • Набор щупов для замера зазоров
Руки механика чинят стартер в мастерской

Подготовка рабочего места

Обеспечьте достаточно пространства и хорошее освещение. Лучше всего иметь стол или верстак со свободной поверхностью около 2 квадратных метров. Также приготовьте емкость для складирования мелких деталей по мере разборки стартера.

Меры предосторожности

  1. Надевайте защитные очки, чтобы избежать попадания грязи или мелких деталей в глаза.
  2. Используйте перчатки, чтобы не порезать руки острыми краями деталей.
  3. Будьте внимательны при работе с бензином или уайт-спиритом, это легковоспламеняющиеся жидкости.
  4. Не допускайте коротких замыканий при проверке электрических цепей стартера.

Устройство стартера

Разборка стартера будет более понятной, если вы изначально представляете его внутреннее устройство. Рассмотрим основные элементы на примере классической конструкции:

  • Корпус
  • Якорь с обмоткой возбуждения
  • Щеточный узел
  • Статор с обмоткой
  • Втягивающее реле
  • Редуктор (планетарная или цилиндрическая передача)
  • Муфта свободного хода (бендикс)
  • Приводной вал и шестерня

Ниже приведена схема с обозначением всех основных элементов:

Как видно, это довольно сложный электромеханический агрегат. Поэтому перед разборкой стартера ВАЗ или любой другой модели обязательно изучите подробные инструкции.

2. Снятие стартера с автомобиля

Прежде чем приступать к разборке и сборке стартера, его необходимо демонтировать с автомобиля. Это несложная, но ответственная операция. Рассмотрим ее пошагово.

Подъем автомобиля

Стартер находится в нижней части моторного отсека, поэтому вам может потребоваться поднять машину. Лучше использовать подъемник, но можно обойтись и подъемным домкратом. Главное соблюдать меры предосторожности при работе под автомобилем:

  • Зафиксируйте колеса упорами на всякий случай.
  • Опускайте подъемник или домкрат медленно и аккуратно, не допускайте рывков.
  • Ложитесь под автомобиль, только если он надежно опирается на опоры. Используйте защитные очки и перчатки в любом случае.

Отсоединение электрических цепей

Для начала отключите клемму "минус" от аккумулятора, затем отсоедините провод от клеммы 50 стартера. Соблюдайте осторожность, не допускайте короткого замыкания при работе с электропроводкой автомобиля.

Отворачивание крепежа стартера

Далее при помощи гаечного или торцевого ключа открутите 2-4 болта или гайки, которыми стартер закреплен на двигателе. Будьте готовы удерживать стартер после ослабления последнего крепежа, чтобы он не упал.

3. Разборка стартера

Итак, стартер демонтирован и лежит перед вами на рабочем столе. Приступаем к разборке. В зависимости от модели алгоритм может немного отличаться, но основные этапы таковы:

  1. Снятие крышки стартера. Обычно крепится 2-4 винтами.
  2. Извлечение реле. Реле крепится 3 болтами, отворачиваем их и вынимаем реле из корпуса.
  3. Снятие якоря. Для этого необходимо сначала извлечь стопорные кольца при помощи отвертки или съемника.
  4. Разборка бендикса. Выдвигаем бендикс и отсоединяем от него приводные элементы и возвратные пружины.
  5. Демонтаж обмотки статора. Обычно крепится тремя винтами, откручиваем их и снимаем обмотку.
  6. Извлечение щеточного узла. Также отворачиваем крепежные винты и вынимаем держатель щеток из корпуса.

4. Проверка деталей на износ

После полной разборки стартера необходимо внимательно осмотреть все детали, чтобы определить степень их износа и выявить возможные дефекты или повреждения.

Визуальный осмотр

Сначала проводим визуальную проверку всех деталей. Обращаем внимание на следующее:

  • Наличие трещин, сколов, вмятин на корпусных деталях
  • Износ рабочих поверхностей подвижных деталей
  • Пригорание и загрязнение контактных колец и щеток
  • Повреждение изоляции обмоток якоря и статора
  • Деформация пружин

Замер зазоров и люфтов

С помощью набора щупов замеряем зазоры в подшипниках якоря, бендикса, осевой люфт валов. Сравниваем с допустимыми значениями. Превышение нормы говорит об повышенном износе и необходимости замены детали.

5. Проверка обмоток и электрических цепей

Для полной диагностики стартера необходимо проверить исправность обмоток и контактных соединений при помощи мультиметра или контрольной лампы.

Проверка обмотки якоря

Сопротивление между контактами коллектора должно стремиться к нулю (цепь замкнута). Также проверяем отсутствие замыкания обмотки якоря на корпус.

Проверка обмотки статора

Замеряем сопротивление между выводами обмотки - оно должно соответствовать паспортному значению. Проверяем отсутствие замыкания на корпус. Также визуально оцениваем надежность крепления обмотки.

Проверка втягивающего реле

Подавая напряжение на клеммы реле, убеждаемся в правильности его срабатывания и удержания якоря во втянутом состоянии.

6. Замена изношенных деталей

По результатам диагностики принимаем решение о необходимости замены тех или иных узлов стартера. Рассмотрим основные критерии:

Замена щеток

При высоте щетки менее 4 мм или признаках сильного износа/оплавления - требуется замена. Стоимость от 50 до 500 руб.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество