Шпонка, шпоночный паз: особенности изготовления

Шпоночные соединения широко используются в машиностроении для передачи крутящего момента. От правильного изготовления шпонки и шпоночного паза зависит работоспособность всего механизма. Давайте разберемся в основных видах шпонок, способах изготовления шпоночных пазов и рекомендациях по их применению.

1. Виды шпонок, применяемых в машиностроении

Существует несколько основных видов шпонок, используемых в машиностроительной промышленности:

  • Призматические шпонки имеют прямоугольное сечение, их противоположные грани параллельны. Такие шпонки отличаются простотой изготовления и установки.
  • Сегментные шпонки похожи на призматические, но имеют дугообразный профиль. Их можно устанавливать группами для передачи больших нагрузок.
  • Клиновые шпонки расклиниваются в пазу, обеспечивая надежное соединение вал-ступица. Применяются в высоконагруженных узлах.

Кроме того, используются цилиндрические, тангенциальные и некоторые другие типы шпонок для специальных целей.

2. Требования к материалам для изготовления шпонок

Для изготовления шпонок чаще всего используется конструкционная сталь со следующими характеристиками:

  • Содержание углерода более 0,4% для обеспечения необходимой твердости и износостойкости
  • Временное сопротивление разрыву порядка 590-650 МПа
  • Твердость HRC 40-45 единиц по Роквеллу

Наиболее подходящие марки стали: Ст45, Ст50, Сталь 6 и им подобные. Применение более дорогих сталей и сплавов нецелесообразно из-за повышенной хрупкости.

3. Способы изготовления шпоночных пазов

Существует несколько технологических методов обработки шпоночных пазов:

  1. Фрезерование
  2. Долбление
  3. Протяжка
  4. Электроэрозионная обработка
  5. Лазерная резка

Рассмотрим подробнее первые три наиболее распространенных способа.

Фреза для нарезания шпоночного паза крупным планом

Фрезерование шпоночных пазов

Фрезерование осуществляется специальными дисковыми пазовыми фрезами. Этот метод обеспечивает высокую точность обработки и хорошее качество поверхности паза.

Однако требуются мощные станки и жесткие системы крепления заготовки. Процесс отличается высокой металлоемкостью.

Долбление шпоночных пазов

Долбление пазов осуществляется при помощи специальных долбяков в 2-3 прохода. Этот способ обеспечивает достаточную точность обработки при высокой производительности.

К недостаткам долбления относятся повышенная шероховатость поверхности и заусенцы по краям.

Обработанные пазы обычно подвергаются последующей чистовой обработке.

Готовая шпонка в шпоночном пазу

Протяжка шпоночных пазов

Протяжка осуществляется специальным инструментом - протяжкой. Этот способ прост в исполнении и не требует сложного оборудования.

Однако точность и чистота обработки шпоночных пазов протяжками значительно ниже, по сравнению с фрезерованием и долблением. Применяется в основном для неответственных деталей и черновой обработки.

4. Размеры и допуски шпоночных пазов и шпонок

Размеры шпоночных пазов и самих шпонок стандартизированы и регламентируются следующими ГОСТ:

  • ГОСТ 23360-78 - призматические шпоночные пазы и шпонки
  • ГОСТ 24071-97 - сегментные шпоночные пазы и шпонки
  • ГОСТ 24068-80 - клиновые шпоночные пазы и шпонки

В этих стандартах приведены значения основных размеров, а также допустимые отклонения.

Анализ допусков и посадок

Допуски на размеры шпонок и пазов под них задают достаточно жесткие требования к точности изготовления.

Особое внимание следует уделить ширине шпонки (размер b). Допуск по этому размеру определяет надежность передачи крутящего момента.

5. Расчет шпоночных соединений на прочность

Расчет шпонок и шпоночных пазов ведется по сложной методике, включающей определение:

  • Максимального крутящего момента
  • Допускаемых напряжений для материалов шпонки и вала
  • Коэффициентов запаса прочности

Рассмотрим упрощенный пример расчета.

Пример расчета призматической шпонки для редуктора

Рассмотрим редуктор, в котором установлен электродвигатель мощностью 5,5 кВт. Передаточное число редуктора i = 10.

Определим максимальный передаваемый крутящий момент:

где Р - мощность электродвигателя, кВт; n - частота вращения вала электродвигателя, об/мин.

Принимаем допускаемое напряжение для шпонки из стали Ст5 Ϭдоп = 60 МПа.

Определяем необходимые размеры шпонки из справочника в зависимости от диаметра вала d.

Выбор длины шпонки

Длина l призматической шпонки определяется по формуле:

где d - диаметр вала в месте установки шпонки, мм

В нашем случае получаем, что длина шпонки должна быть не менее 96 мм.

Расчет ширины шпонки

Ширина шпонки b

где T - крутящий момент на валу, Н·м; h - высота шпонки, мм; l - длина шпонки, мм; [σ] - допускаемое напряжение для материала шпонки, МПа.

Подставив значения, получаем требуемую ширину шпонки равной 14 мм.

По ГОСТ 23360-78 выбираем ближайший стандартный размер призматической шпонки с параметрами:

  • Ширина b = 16 мм
  • Высота h = 10 мм
  • Длина l = 100 мм

Таким образом, расчетно-аналитическим методом определены параметры шпонки, обеспечивающие необходимую прочность шпоночного соединения в редукторе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.