Неправильный выбор охлаждающей жидкости может привести к перегреву и серьезным поломкам двигателя. Эта тема важна для каждого автовладельца.
1. Что такое охлаждающая жидкость и зачем она нужна
Охлаждающая жидкость, также называемая антифризом или тосолом, предназначена для отвода избыточного тепла от деталей двигателя и поддержания оптимальной температуры его работы.
Основные функции охлаждающей жидкости:
- Охлаждение двигателя
- Предотвращение коррозии металлических частей
- Смазка насосов системы охлаждения
- Защита от замерзания жидкости зимой
Существует три основных типа систем охлаждения:
- Жидкостная
- Воздушная
- Комбинированная (жидкостно-воздушная)
В большинстве современных автомобилей используется жидкостная система охлаждения. Она включает следующие элементы:
Радиатор | Охлаждает нагретую жидкость с помощью воздушного потока |
Расширительный бачок | Выравнивает давление при нагреве и охлаждении жидкости |
Под действием насоса охлаждающая жидкость циркулирует по замкнутому контуру, проходя через все каналы и полости двигателя. При этом она отбирает тепло от металлических деталей и охлаждается в радиаторе. Благодаря этому двигатель поддерживается в оптимальном температурном режиме.
2. Основные виды охлаждающих жидкостей
Чаще всего в качестве охлаждающей жидкости для радиатора используется антифриз или тосол.
Антифриз представляет собой смесь воды с этиленгликолем и специальными присадками. Он обладает повышенной теплоемкостью, хорошо отводит тепло от деталей двигателя и предотвращает замерзание жидкости зимой. Кроме того, в его состав входят ингибиторы коррозии.
Антифриз рекомендуется использовать в тех автомобилях, где предусмотрена круглогодичная эксплуатация в широком диапазоне температур.
Тосол изначально производился в СССР для отечественных автомобилей ВАЗ и ГАЗ. Он представляет собой водный раствор этилового спирта с добавлением поверхностно-активных веществ. Защитные свойства тосола скромнее, чем у антифриза, зато он дешевле и менее вреден для окружающей среды.
Кроме антифриза и тосола, существует множество других производителей охлаждающих жидкостей, в том числе зарубежные марки GITEX, Clim Selenia, Mobil.
3. Как определить, что залито в радиатор
Определить тип охлаждающей жидкости в радиаторе можно несколькими способами:
- По документации на автомобиль
- Визуально по цвету
- Экспериментально
В документации к каждой модели автомобиля производитель указывает, какой именно тип ОЖ рекомендован к использованию. Это самый надежный способ определения.
Однако на практике автовладельцы часто отступают от рекомендаций и заливают то, что доступно или дешевле. Поэтому приходится определять уже залитый состав.
По цвету однозначно судить сложно. И антифриз, и тосол могут иметь синий или розовый оттенок в зависимости от производителя.
Более достоверный результат можно получить экспериментально. Для этого понадобится емкость с небольшим количеством жидкости из радиатора и образцы из разных материалов - металла и резины.
Нужно опустить образцы в жидкость и выдержать около получаса. Затем извлечь их и осмотреть. Если покрылись оба - скорее всего, это тосол. Если только металл - значит, антифриз.
4. Правила выбора и замены охлаждающей жидкости
Главным ориентиром при подборе охлаждающей жидкости являются рекомендации производителя конкретной марки автомобиля. К примеру, для иномарок чаще подходит антифриз, а для отечественных машин - тосол или низкозамерзающая жидкость.
Особое внимание стоит уделить климатическим условиям в вашем регионе. Для суровых зим важны повышенные антифризные свойства ОЖ, а в жарком климате бóльшую роль играет теплоемкость.
Периодичность замены также немаловажна. Для большинства легковых автомобилей рекомендуется менять ОЖ через каждые 2-3 года, примерно после 60-80 тыс. км пробега. При интенсивной эксплуатации срок может быть и меньше.
5. Пошаговая инструкция замены охлаждающей жидкости
Процесс замены ОЖ включает следующие основные этапы:
- Дождаться остывания двигателя до рабочей температуры
- Снять крышку расширительного бачка
- Подставить емкость под сливное отверстие в блоке двигателя
- Открыть сливной кран и слить отработанную жидкость
- Закрыть кран, залить то, что заливают в радиатор, непременно новую охлаждающую жидкость
- Запустить двигатель и долить жидкость по мере необходимости
Весь процесс занимает около часа. Главное - точно следовать инструкции и соблюдать технику безопасности.
6. Плюсы и минусы разных видов ОЖ
У каждого типа охлаждающей жидкости есть свои преимущества и недостатки.
Антифриз
- Плюсы: высокая теплоемкость, надежная защита от коррозии и замерзания
- Минусы: выше стоимость, токсичность
Тосол
- Плюсы: низкая цена, экологичность
- Минусы: хуже защищает от перегрева двигателя
7. Требования к качеству охлаждающей жидкости
Жидкость, заливаемая в радиатор, должна соответствовать ряду важных требований:
- Стабильность химического состава
- Высокая температура кипения
- Низкая температура замерзания
- Совместимость с материалами деталей системы охлаждения
- Антикоррозионные свойства
К сожалению, далеко не все жидкости, представленные сегодня на рынке, отвечают этим требованиям. Поэтому стоит выбирать только проверенные бренды охлаждающих жидкостей.
8. Можно ли залить воду в радиатор
В экстренной ситуации, если под рукой нет нужной охлаждающей жидкости, некоторые автовладельцы задумываются: а можно ли просто залить в радиатор воду?
Ответ однозначный - нельзя. Даже чистая дистиллированная вода не подходит в качестве постоянной замены специализированным ОЖ.
Причины этого:
- Вода не защищает от коррозии и перегрева двигателя
- Зимой вода будет замерзать, что чревато повреждениями радиатора и блока цилиндров
- Отсутствует смазывающее действие для насоса охлаждающей системы
Поэтому воду можно заливать лишь на короткое время, чтобы добраться до автомастерской. А затем обязательно заменить ее на штатную ОЖ.