Творческая личность - это, прежде всего, одаренный индивидуум. Люди, фонтанирующие глупыми идеями и бездарными сочинениями, называются графоманами. В этом смысле креативность должна идти рука об руку с врожденными качествами. Однако талант может быть «закопан в землю», если человек попросту ленив, вял и равнодушен. Поэтому еще одной главной чертой «творца от Бога» является огромная движущая энергия, напористость и целеустремленность. Кроме этих двух основных характеристик, креативный тип также выделяется и другими, казалось бы, совсем противоположные чертами. Вкратце рассмотрим их.
Творческая личность самым непостижимым образом сочетает в себе качества экстраверта и интроверта. Бывает, что романист и двух слов не может связать в светской беседе. Эти люди любят быть в одиночестве, в видимом состоянии покоя. Тогда в их душе рождаются гениальные замыслы. Такие люди прекрасно знакомы с традициями, но им всегда тесно в общепринятых рамках. Поэтому в работе они демонстрируют дисциплину и игривость – в принципе, это и отличает почерк гения от методично придерживающегося правил ремесленника. Приземленные окружающие замечают, что у гениев чувство реальности несколько размыто. Они не признают, что нечто невозможно, они будут «биться», пока не сделают это реальным. У некоторых получается.
Творческая личность смотрит на мир глазами ребенка. Она, как правило, не признает стереотипов, в том числе и гендерных. Но она еще способна тонко подмечать малейшие детали окружающего мира. Вместе с тем исследователи фиксируют у такого человека склонность к риску, желание попробовать все новое и необычное. Пожалуй, самый удивительный парадокс креативного индивидуума заключается в том, что, раз испытав вдохновение и душевный подъем, он начинает методично и педантично работать, стремясь выполнить свою работу самым наилучшим образом. В оценке своих результатов он очень самокритичен и иногда сжигает свои работы, хотя публика воспринимает их очень благосклонно.
Долгое время считалось, что творческая личность – это баловень судьбы, наделенный гением, божественной искрой. Но теперь современные исследования показали, что утверждение, будто гений рождается в пропорции один на несколько сот тысяч, - просто миф. Некоторыми техниками, воспитанием и образованием, а также созданием благоприятной обстановки можно повысить индивидуальные креативные качества и даже заставить творчески подходить к своим функциональным обязанностям рабочий коллектив.
Развитие творческой личности лучше, конечно, начинать с пеленок. Как, например, и эстетическое воспитание. Если ребенка все время держать «в шорах» и говорить ему: «нельзя», «не сметь», то, в конце концов, родители достигнут желаемого результата. Но эти запреты будут преследовать человека всю жизнь, и ничего нового, кроме слепого следования канонам и нормам, он не создаст. Норма выработки, план и сжатые строки выполнения работы на корню убивают желание творить. Замечено, что когда сотрудник обсудит задачу с коллегами, он начинает по-новому, неординарно подходить к решаемой проблеме. Поэтому менеджеры часто используют технику «Мозговой штурм», когда все участники, не боясь выглядеть глупо и заслужить порицание, предлагают все пути решения какой-либо задачи, даже самые странные, нетрадиционные и оригинальные.
Творческая личность испытывает подъемы и кризисы. Кто-то из гениев писал, опустив ноги в тазик с холодной водой, а кто-то работал только в час перед рассветом. Выясните, какая обстановка вызывает у вас наибольший всплеск интеллектуальных сил. Постарайтесь подойти к решению «с новой строки». Помните, самое главное – преодолеть страх «чистого листа». И, конечно, нужно быть готовым к тому, чтобы долго и усердно работать. Ведь, как сказал Эдисон, «великий человек – лишь один процент гения, а 99 процентов – последствия каторжной работы».