Эстетическое воспитание представляет собой процесс, целью которого является формирование у человека глубокого понимания окружающего мира и раскрытие внутренних способностей личности. Оно расширяет пути поиска и решения многих проблем, развивает творческое мышление и способствует принятию новых решений в сферах производственной деятельности, экономики, а также науки.
Эстетическое воспитание возникло вместе с появлением человечества, вместе с ним развивалось и находило свое воплощение во всех областях общественной жизни. Глубокое понимание окружающего мира одухотворяет материальную деятельность. Оно возвышает человека и украшает его быт.
Эстетическое воспитание в современных условиях носит всеобщий характер. Оно является одной из составных частей культуры. Особая роль в раскрытии внутренних способностей человека отведена художественной деятельности людей. Основой эстетического восприятия мира является чувственность. Ее место в культуре должно соответствовать социально прекрасным целям.
Ведущая роль в эстетическом восприятии мира отводится и духовной деятельности человека. При этом внутренние способности личности могут быть раскрыты только в том случае, когда они взаимосвязаны с решениями практических задач, выдвигаемых жизненными ситуациями. Эстетическое воспитание будет наиболее эффективным в случае его систематичности и целенаправленности. При этом воздействие на личность должно быть как семье, так и в дошкольных заведениях, а также в школах, ВУЗах и в производственной деятельности.
Значительную роль в этом процессе играет искусство. Оно отражает чувственное представление личности об окружающем ее мире. Искусство моделирует действительность. Оно выявляет взаимосвязи и соотношения этого мира. Это, в свою очередь, является стимулом для созидательного и творческого развития человека.
Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс создания личности, которая способна любить и воспринимать, видеть и оценивать искусство как сферу прекрасного и гармоничного, а также вступить в жизнь, придерживаясь канонов красоты. Для достижения этой цели необходимо грамотно организовать деятельность детей. Все занятия и игры должны способствовать становлению эстетического восприятия ребенком окружающего мира, формированию понятий о прекрасном, а также развитию его творческого потенциала. Глубокое познание действительности и раскрытие потенциала дошкольников производится путем художественного образования и воспитания, что достигается путем творчества детей, выражающегося в создании значимого для ребенка продукта.
Эстетическое воспитание в школе раскрывает перед детьми красоту и величие человеческого труда. При этом огромное внимание концентрируется на желании своими руками сделать красивый и необходимый обществу предмет. Чувство прекрасного способствует созданию у маленького человека непосредственного интереса к жизни. Оно развивает память и мышление, обостряет любознательность.