Спам-звонки - настоящее бедствие для современных пользователей смартфонов. Как избавиться от назойливых звонков рекламодателей и мошенников, не пропустить важные звонки и при этом не тратить кучу времени на настройки? В этой статье мы разберем лучшие способы блокировки нежелательных вызовов на популярных мобильных платформах iOS и Android.
1. Кто и зачем звонит со спамом на мобильный телефон
1.1. Три основные категории телефонных спамеров
Существует три основные категории телефонных спамеров:
- Мошенники, выдающие себя за представителей организаций
- Рекламные роботы с предварительно записанными сообщениями
- Операторы колл-центров, предлагающие различные услуги
Мошенники могут выдавать себя за представителей банков, государственных органов или других организаций. Их цель - получить ваши конфиденциальные данные или заставить совершить нужные им действия. Они хорошо знают методы социальной инженерии и умеют звучать убедительно.
Рекламные роботы - это программы автоматического обзвона с предварительно записанными рекламными предложениями. Когда вы отвечаете на такой звонок, вам воспроизводят готовое рекламное сообщение.
Операторы колл-центров - реальные люди, которые обзванивают базы номеров с целью продать какие-либо товары или услуги. Они гораздо назойливее роботов и будут перезванивать, если в первый раз не удалось договориться.
1.2. Масштаб проблемы телефонного спама в России
По данным исследований, доля спам-звонков в России растет с каждым годом. Если в 2018 году такие звонки составляли около 40% от всех входящих на мобильные телефоны, то в 2020 году их доля выросла уже до 60%. Только за один год количество жалоб россиян на спам по телефону увеличилось на 70%.
Помимо раздражения и потери времени, телефонные мошенники наносят Russian людям и прямой финансовый ущерб. По разным оценкам, только в 2020 году россияне потеряли из-за действий мошенников по телефону от $35
1.3. Почему важно защищаться от спам-звонков
Кроме очевидных неудобств, которые доставляют пользователям спам-звонки, они могут нести и более серьезные риски:
- Риск финансовых потерь от телефонного мошенничества
- Ненужная трата времени на разговоры с рекламодателями и мошенниками
Поэтому важно использовать средства защиты от таких звонков - программы и сервисы определения и блокировки нежелательных номеров. Это позволит снизить вероятность неприятных инцидентов с телефонными аферистами и в корне решить проблему назойливой рекламы по телефону.
2. Встроенные средства защиты от спама на смартфонах
2.1. Блокировка по черным и белым спискам на Android и iOS
Простейший способ защититься от нежелательных звонков - это создать собственные списки заблокированных и разрешенных номеров (так называемые черные и белые списки) прямо на своем смартфоне.
К плюсам такого подхода относятся:
- Не требуются дополнительные приложения
- Полный контроль над тем, какие именно номера блокировать
Однако у этого метода есть и минусы:
- Придется вручную добавлять каждый нежелательный номер
- Спамеры часто меняют номера, придется постоянно пополнять черный список
Чтобы настроить блокировку вручную, на Android откройте приложение "Телефон", нажмите на три точки в правом верхнем углу, выберите "Настройки" > "Блокировка номеров". На iPhone зайдите в "Настройки" > "Телефон" и включите функцию "Блокировка нежелательных абонентов".
2.2. Возможности операторов сотовой связи по борьбе со спамом
Российские операторы сотовой связи предоставляют абонентам специальные сервисы для защиты от телефонного спама. У каждой компании есть свои особенности.
- МТС - платная услуга блокировки звонков со спамерских номеров из базы оператора
- Мегафон - бесплатная функция определения и блокировки подозрительных звонков
- Билайн - платный сервис определения спам-номеров без автоматической блокировки
- Tele2 - возможность блокировки по собственному черному списку
В ближайшее время ситуация с регулированием телефонного спама в России может измениться. Готовятся поправки в закон "О связи", которые обяжут операторов передавать жалобы абонентов на спам в единую государственную систему блокировки.
3. Лучшие приложения для защиты от телефонного спама
3.1. Kaspersky Who Calls: мощная база и удобный интерфейс
Одно из лучших приложений для защиты от спам-звонков в России - Kaspersky Who Calls. Его главное преимущество - оперативно пополняемая база данных по спамерским номерам.
Система анализирует отзывы пользователей о подозрительных звонках и накапливает статистику по каждому номеру. На основании этого Who Calls классифицирует номер как "Спам" или "Мошенничество". Как только спамеры начинают использовать новый номер, он очень быстро попадет в базу сервиса.
3.1. Kaspersky Who Calls: мощная база и удобный интерфейс
Приложение Kaspersky Who Calls доступно в двух версиях - бесплатной и платной. У каждой есть свои особенности:
- Бесплатная версия содержит рекламу, загружает данные из облачного сервиса в режиме онлайн
- Платная версия без рекламы, есть офлайн база номеров, автообновления, дополнительные опции блокировки
Чтобы начать пользоваться Who Calls на Android, нужно:
- Скачать и установить приложение из Google Play
- Разрешить доступ к журналу звонков
- Включить автоматическое определение номера в настройках
На iPhone процедура аналогичная, только приложение ставится из App Store. После установки и включения всех опций Who Calls будет автоматически распознавать спам-звонки и блокировать наиболее опасные из них.
3.2. Truecaller и аналоги: принцип действия и особенности
Еще один популярный сервис для защиты от спама - приложение Truecaller. Его база формируется на основе информации от самих пользователей, которые отмечают нежелательные номера.
К достоинствам Truecaller можно отнести:
- Бесплатность основных функций
- Огромная база номеров
Недостатки:
- Менее точный анализ звонков, чем в Kaspersky
- Требует доступа к контактам пользователя
4. Практические советы по блокировке спам-звонков
Для того, чтобы отключить спам звонки на вашем смартфоне, достаточно выполнить несколько простых действий.
4.1. Пошаговые инструкции настройки блокировок
- Скачайте и установите приложение для защиты от спама (например, Truecaller или Kaspersky)
- Разрешите ему доступ к журналу звонков и контактам
- Включите автоматическое определение и блокировку нежелательных номеров
После этих простых действий вы забудете о проблеме спам-звонков!
4.2. Что делать, если спам-звонок или спам-СМС все же прошли
Даже самые эффективные приложения не могут заблокировать 100% спам-вызовов. Если вам все же позвонили или прислали СМС нежелательные абоненты, рекомендуем:
- Пожаловаться своему оператору связи
- Добавить номер в черный список на телефоне
- Отметить его в базе используемого приложения как спам
5. Тенденции и перспективы борьбы с телефонным спамом в России
Несмотря на то, что проблема телефонного спама в России стоит очень остро, есть положительные тенденции в борьбе с нежелательными звонками.
5.1. Ужесточение регулирования отрасли
Как уже упоминалось ранее, готовятся изменения в закон "О связи", которые усилят ответственность операторов за борьбу со спамом. После их принятия ситуация должна значительно улучшиться.
5.2. Внедрение технологий искусственного интеллекта
Многие эксперты прогнозируют, что в скором времени отключение спам звонков и других рутинных операций по общению с абонентами будут выполнять виртуальные помощники на базе искусственного интеллекта.
Например, в МТС уже есть сервис "Защитник", который отвечает на подозрительные звонки вместо пользователя. В дальнейшем такие решения будут совершенствоваться и вытеснять живых операторов из процессов телефонного маркетинга.
6. Краткие выводы
Телефонный спам - большая проблема для российских пользователей мобильной связи. К счастью, есть эффективные способы защиты от ненужных звонков с помощью встроенных функций смартфонов, услуг операторов и сторонних приложений.
Чтобы отключить постоянный поток назойливой рекламы и опасных звонков мошенников, достаточно выбрать подходящее приложение, например Kaspersky Who Calls, и правильно его настроить. После этого вы забудете о проблеме спама на своем телефоне!