Цикличность - неотъемлемое свойство рыночной экономики. Государственное регулирование призвано смягчать колебания деловой активности. Какие инструменты для этого применяются?
Понятие экономического цикла и его фазы
Экономический цикл - это периодические колебания уровня деловой активности, состоящие из подъемов и спадов.
Классически в экономическом цикле выделяют 4 фазы:
- Подъем - рост производства, занятости, инвестиций.
- Пик - максимальный уровень экономической активности.
- Спад - снижение темпов роста, начало рецессии.
- Дно - нижняя точка спада перед новым подъемом.
Причины цикличности кроются во внутренней неустойчивости рыночной системы, склонной как к бумам, так и к спадам. Циклы могут вызываться внешними потрясениями или достижением пределов роста в ключевых секторах экономики.
Ярким примером экономического цикла может служить Великая депрессия 1929-1933 годов. Она началась с обвала фондового рынка в США и затем распространилась на весь мир. Падение ВВП в разных странах достигало 15-30%.
Негативные и позитивные стороны цикличности
Самой опасной фазой цикла является экономический кризис. Она влечет за собой:
- Спад производства.
- Снижение доходов населения и бизнеса.
- Рост безработицы.
- Банкротства предприятий.
С другой стороны, кризис заставляет экономику обновляться и повышать эффективность. Устаревшие технологии вытесняются новыми, неэффективные компании - более конкурентоспособными.
Зачем государству нужно регулировать цикл?
Как государство может воздействовать на экономический цикл? Основные цели антициклического регулирования:
- Стабилизация экономики, сглаживание колебаний.
- Поддержание занятости в кризис.
- Обеспечение устойчивого экономического роста.
Без госрегулирования социально-экономические издержки цикличности были бы намного выше. Поэтому все развитые страны проводят антициклическую политику.
Методы антициклического регулирования
Основные инструменты государственного воздействия на экономический цикл:
- Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
- Денежно-кредитная политика.
- Прямое государственное регулирование.
Рассмотрим их более подробно.
Бюджетно-налоговая политика
Заключается в регулировании государственных расходов и налогообложения. В кризис налоги снижаются, расходы увеличиваются. Это стимулирует спрос. В подъеме - наоборот, повышаются налоги, сокращаются расходы. Это сдерживает "перегрев" экономики.
К основным налоговым инструментам относятся:
- Подоходный налог.
- Налог на прибыль корпораций.
- НДС.
- Акцизы.
Через бюджет государство может увеличивать расходы на инфраструктуру, социальные программы, поддержку регионов и отраслей.
Встроенные автоматические стабилизаторы (пособия по безработице) также смягчают цикличность.
Денежно-кредитная политика
Это регулирование предложения денег и процентных ставок. Осуществляется центральным банком страны.
Основные инструменты:
- Изменение ключевой ставки ЦБ.
- Регулирование норм обязательных резервов банков.
- Операции на открытом рынке (покупка/продажа гособлигаций).
В кризис ставки снижаются, предложение денег расширяется - это стимулирует кредитование и спрос. В подъеме делается наоборот - деньги дорожают, кредиты сворачиваются.
Прямое государственное регулирование
Как государство может воздействовать на экономический цикл? Этот пункт включает в себя административные меры - лицензирование, регулирование цен, ограничение импорта, госзаказы и т.д. Эффективность таких мер вызывает вопросы.
Примеры применения инструментов
В 1929-1933 гг. президент США Ф. Рузвельт активно использовал как фискальные, так и денежно-кредитные методы для борьбы с Великой депрессией.
В 2008-2009 гг. правительства многих стран снижали налоги, увеличивали расходы и "разогревали" экономику дешевыми кредитами ЦБ. Это помогло преодолеть кризис.
Ограничения и трудности регулирования
Государственное воздействие на цикл ограничено:
- Непредсказуемостью развития ситуации.
- Запаздыванием реакции экономики.
- Противоречивостью целей регулирования.
Поэтому антициклическая политика - искусство, а не точная наука. Она требует гибкости и своевременной корректировки.
Кейнсианская и монетаристская концепции
Существуют различные взгляды на приоритеты госрегулирования цикла:
- Кейнсианство - за активную фискальную политику.
- Монетаризм - за монетарную политику ЦБ.
На практике оба подхода дополняют друг друга. Главное - своевременность и адекватность мер.
Опыт антициклического регулирования в России
Россия также использует различные инструменты для сглаживания экономических циклов.
В период кризиса 2008-2009 годов были приняты следующие меры:
- Снижение налогов для бизнеса.
- Увеличение госрасходов на инфраструктуру и социальную поддержку.
- Снижение ключевой ставки ЦБ РФ до рекордно низкого уровня.
- Прямые вливания госсредств в крупные банки и компании.
Это позволило избежать глубокой рецессии и быстро восстановить экономический рост.
Антициклическое регулирование после 2014 года
После введения санкций и падения цен на нефть Россия столкнулась с новыми вызовами:
- Резкое падение курса рубля.
- Удорожание кредитов.
- Сокращение импорта.
ЦБ жестко поднял ключевую ставку, чтобы остановить валютную панику. Бюджетная политика также была подчинена задачам стабилизации.
Перспективы и проблемы регулирования в России
Для повышения эффективности антициклического регулирования в России необходимо:
- Усилить координацию фискальной и монетарной политики.
- Повысить гибкость налогово-бюджетной системы.
- Развивать модели прогнозирования циклов.
Однако сохраняются проблемы "голландской болезни" и сырьевой зависимости экономики.
Вызовы для антициклической политики в условиях глобализации
Глобализация и интеграция мировой экономики создают новые вызовы для регулирования циклов:
- Финансовые кризисы быстро распространяются между странами.
- Требуется координация политики на наднациональном уровне.
- Возрастает роль международных организаций (МВФ, ВБ).
Однако национальные интересы часто мешают выработке согласованных решений. Это осложняет борьбу с мировыми кризисами.
Усиление роли государства или рынка
Дискуссионным остается вопрос:
- Усиливать ли госрегулирование экономики?
- Или полагаться на саморегуляцию рынка?
Разумный баланс государства и бизнеса может быть оптимальным решением. Но он требует поиска компромиссов.
Новые вызовы цикличности
Современные тренды порождают новые факторы нестабильности:
- Рост значения финансового сектора.
- Быстрое распространение технологических инноваций.
- Угрозы экологического и ресурсного кризиса.
Антициклическое регулирование должно учитывать эти вызовы. Иначе оно рискует потерять эффективность.