Как государство может воздействовать на экономический цикл: инструменты регулирования

Цикличность - неотъемлемое свойство рыночной экономики. Государственное регулирование призвано смягчать колебания деловой активности. Какие инструменты для этого применяются?

Понятие экономического цикла и его фазы

Экономический цикл - это периодические колебания уровня деловой активности, состоящие из подъемов и спадов.

Классически в экономическом цикле выделяют 4 фазы:

  • Подъем - рост производства, занятости, инвестиций.
  • Пик - максимальный уровень экономической активности.
  • Спад - снижение темпов роста, начало рецессии.
  • Дно - нижняя точка спада перед новым подъемом.

Причины цикличности кроются во внутренней неустойчивости рыночной системы, склонной как к бумам, так и к спадам. Циклы могут вызываться внешними потрясениями или достижением пределов роста в ключевых секторах экономики.

Ярким примером экономического цикла может служить Великая депрессия 1929-1933 годов. Она началась с обвала фондового рынка в США и затем распространилась на весь мир. Падение ВВП в разных странах достигало 15-30%.

Бизнесвумен за работой ночью

Негативные и позитивные стороны цикличности

Самой опасной фазой цикла является экономический кризис. Она влечет за собой:

  • Спад производства.
  • Снижение доходов населения и бизнеса.
  • Рост безработицы.
  • Банкротства предприятий.

С другой стороны, кризис заставляет экономику обновляться и повышать эффективность. Устаревшие технологии вытесняются новыми, неэффективные компании - более конкурентоспособными.

Биржевой торговый зал

Зачем государству нужно регулировать цикл?

Как государство может воздействовать на экономический цикл? Основные цели антициклического регулирования:

  1. Стабилизация экономики, сглаживание колебаний.
  2. Поддержание занятости в кризис.
  3. Обеспечение устойчивого экономического роста.

Без госрегулирования социально-экономические издержки цикличности были бы намного выше. Поэтому все развитые страны проводят антициклическую политику.

Методы антициклического регулирования

Основные инструменты государственного воздействия на экономический цикл:

  1. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
  2. Денежно-кредитная политика.
  3. Прямое государственное регулирование.

Рассмотрим их более подробно.

Бюджетно-налоговая политика

Заключается в регулировании государственных расходов и налогообложения. В кризис налоги снижаются, расходы увеличиваются. Это стимулирует спрос. В подъеме - наоборот, повышаются налоги, сокращаются расходы. Это сдерживает "перегрев" экономики.

К основным налоговым инструментам относятся:

  • Подоходный налог.
  • Налог на прибыль корпораций.
  • НДС.
  • Акцизы.

Через бюджет государство может увеличивать расходы на инфраструктуру, социальные программы, поддержку регионов и отраслей.

Встроенные автоматические стабилизаторы (пособия по безработице) также смягчают цикличность.

Денежно-кредитная политика

Это регулирование предложения денег и процентных ставок. Осуществляется центральным банком страны.

Основные инструменты:

  • Изменение ключевой ставки ЦБ.
  • Регулирование норм обязательных резервов банков.
  • Операции на открытом рынке (покупка/продажа гособлигаций).

В кризис ставки снижаются, предложение денег расширяется - это стимулирует кредитование и спрос. В подъеме делается наоборот - деньги дорожают, кредиты сворачиваются.

Прямое государственное регулирование

Как государство может воздействовать на экономический цикл? Этот пункт включает в себя административные меры - лицензирование, регулирование цен, ограничение импорта, госзаказы и т.д. Эффективность таких мер вызывает вопросы.

Примеры применения инструментов

В 1929-1933 гг. президент США Ф. Рузвельт активно использовал как фискальные, так и денежно-кредитные методы для борьбы с Великой депрессией.

В 2008-2009 гг. правительства многих стран снижали налоги, увеличивали расходы и "разогревали" экономику дешевыми кредитами ЦБ. Это помогло преодолеть кризис.

Ограничения и трудности регулирования

Государственное воздействие на цикл ограничено:

  • Непредсказуемостью развития ситуации.
  • Запаздыванием реакции экономики.
  • Противоречивостью целей регулирования.

Поэтому антициклическая политика - искусство, а не точная наука. Она требует гибкости и своевременной корректировки.

Кейнсианская и монетаристская концепции

Существуют различные взгляды на приоритеты госрегулирования цикла:

  • Кейнсианство - за активную фискальную политику.
  • Монетаризм - за монетарную политику ЦБ.

На практике оба подхода дополняют друг друга. Главное - своевременность и адекватность мер.

Опыт антициклического регулирования в России

Россия также использует различные инструменты для сглаживания экономических циклов.

В период кризиса 2008-2009 годов были приняты следующие меры:

  • Снижение налогов для бизнеса.
  • Увеличение госрасходов на инфраструктуру и социальную поддержку.
  • Снижение ключевой ставки ЦБ РФ до рекордно низкого уровня.
  • Прямые вливания госсредств в крупные банки и компании.

Это позволило избежать глубокой рецессии и быстро восстановить экономический рост.

Антициклическое регулирование после 2014 года

После введения санкций и падения цен на нефть Россия столкнулась с новыми вызовами:

  • Резкое падение курса рубля.
  • Удорожание кредитов.
  • Сокращение импорта.

ЦБ жестко поднял ключевую ставку, чтобы остановить валютную панику. Бюджетная политика также была подчинена задачам стабилизации.

Перспективы и проблемы регулирования в России

Для повышения эффективности антициклического регулирования в России необходимо:

  • Усилить координацию фискальной и монетарной политики.
  • Повысить гибкость налогово-бюджетной системы.
  • Развивать модели прогнозирования циклов.

Однако сохраняются проблемы "голландской болезни" и сырьевой зависимости экономики.

Вызовы для антициклической политики в условиях глобализации

Глобализация и интеграция мировой экономики создают новые вызовы для регулирования циклов:

  • Финансовые кризисы быстро распространяются между странами.
  • Требуется координация политики на наднациональном уровне.
  • Возрастает роль международных организаций (МВФ, ВБ).

Однако национальные интересы часто мешают выработке согласованных решений. Это осложняет борьбу с мировыми кризисами.

Усиление роли государства или рынка

Дискуссионным остается вопрос:

  • Усиливать ли госрегулирование экономики?
  • Или полагаться на саморегуляцию рынка?

Разумный баланс государства и бизнеса может быть оптимальным решением. Но он требует поиска компромиссов.

Новые вызовы цикличности

Современные тренды порождают новые факторы нестабильности:

  • Рост значения финансового сектора.
  • Быстрое распространение технологических инноваций.
  • Угрозы экологического и ресурсного кризиса.

Антициклическое регулирование должно учитывать эти вызовы. Иначе оно рискует потерять эффективность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.