Шланги ГУРа: устройство и ремонт

Шланги гидроусилителя руля (ГУР) - важная деталь, от работы которой зависит безопасность водителя. К сожалению, они часто выходят из строя. Давайте разберемся, как устроены шланги ГУР, почему они лопаются и как их правильно ремонтировать.

Назначение и устройство шлангов ГУР

Шланги ГУР соединяют насос гидроусилителя руля и рулевой механизм. Это толстые двухслойные армированные резиновые трубки с металлическими наконечниками. Давление внутри во много раз выше атмосферного.

Различают напорные магистрали высокого давления и обратные магистрали низкого давления. Напорные шланги передают давление от насоса ГУР к рулевому механизму и имеют сложную конструкцию:

  • Две металлические части (фитинги)
  • Гибкий двухслойный армированный резиновый рукав между ними
  • Внутренние виброгасители, трубки, втулки

Обратные магистрали низкого давления возвращают жидкость обратно в бачок и представляют собой простую резиновую трубку, стойкую к воздействию топлива.

Причины поломок шлангов ГУР

Со временем шланги ГУР изнашиваются и требуют замены. Рассмотрим основные причины выхода их из строя:

  1. Старение и износ материалов
  2. Нарушение герметичности в местах креплений
  3. Внутренние разрушения от перепадов давления
  4. Механические повреждения

Каучук со временем теряет эластичность и начинает трескаться. Резиновая часть шланга отслаивается от армирующей оплетки.

Также на герметичность влияют металлические фитинги. Из-за вибраций со временем ослабевает их посадка в резиновой части. Начинают просачиваться эксплуатационные жидкости.

Обращения по шлангам ГУР связаны с запотеванием (подтеканием) масла в месте обжима.

Помимо внешних причин, бывают и скрытые внутренние разрушения. Из-за перепадов давления отрываются внутренние виброгасители и закупоривают поток жидкости. Визуально все целое, а шланг не работает.

Ну и наконец, причиной замены шлангов могут стать механические повреждения от аварий, наезда на препятствия и прочего.

Ремонт напорных магистралей высокого давления

При выявлении неисправностей шлангов ГУР требуется их замена или ремонт. Рассмотрим последовательность ремонта напорных магистралей высокого давления.

  1. Извлечение металлических частей вместе со внутренними элементами
  2. Установка в новый резиновый рукав
  3. Опрессовка на специальном гидравлическом прессе

При этом обязательно сохраняются расположение, длина и прочие параметры внутренних деталей, как на заводском изделии.

Если металлические фитинги или виброгасители неремонтопригодны, их заменяют новыми, изготовленными под конкретный шланг. Для соединения частей применяется резьба или вальцовка.

В качестве альтернативы шлангам ГУР от производителя сегодня активно используются универсальные термопластиковые гидравлические рукава с полиэфирной оплеткой.

Они отличаются большим ресурсом, доступностью и простотой монтажа. Кроме того, не требуют обязательного воссоздания внутренних элементов как в оригинальных.

Фитинг для шланга гидроусилителя руля

Типичные ошибки при ремонте шлангов ГУР

Чтобы избежать поломок после ремонта, важно учитывать некоторые нюансы:

  1. Неправильный подбор сечения и марки шлангов
  2. Нарушение последовательности сборки
  3. Пренебрежение внутренними элементами

Например, установка слишком жестких шлангов приведет к вибрациям. Неверная сборка и игнорирование демпферов - к утечкам и разрывам.

Поэтому перед ремонтом обязательно изучите особенности конструкции шлангов ГУР на вашем автомобиле, например шланг гур на "Лансер".

Стоимость запчастей и работ по ремонту шлангов ГУР

Стоимость ремонта шлангов ГУР во многом зависит от марки и модели автомобиля, сложности работ, используемых материалов и расходников.

Оригинальные запчасти от производителя, естественно, обойдутся дороже. Но зато гарантируют полную совместимость с системой ГУР конкретной машины и качество сборки на заводе.

Более доступны универсальные аналоги от сторонних брендов. Цены варьируются в пределах 1000-3000 рублей за комплект.

Профилактика поломок шлангов ГУР

Чтобы минимизировать риск выхода шлангов ГУР из строя, рекомендуется:

  • Регулярно осматривать шланги при ТО
  • Своевременно обновлять изношенные экземпляры
  • Использовать качественные рабочие жидкости
  • Аккуратно ездить по неровностям и ямам

Плановая замена шлангов ГУР раз в 5-6 лет позволит избежать внезапных поломок на дороге.

Шланги гура

Практические советы при ремонте

Помимо теории, при замене и ремонте шлангов ГУР на практике стоит учитывать несколько полезных нюансов:

  1. Разбирать систему лучше на холодном двигателе
  2. Промаркировать расположение деталей перед демонтажем
  3. Тщательно очистить все контактирующие поверхности перед сборкой

Это позволит максимально точно воспроизвести оригинальную геометрию шлангов и обеспечить герметичность соединений при обратной сборке.

Виды поломок напорных шлангов ГУР

Рассмотрим наиболее распространенные проблемы напорных магистралей ГУР, с которыми сталкиваются автовладельцы:

  1. Подтекание жидкости в местах обжима фитингов
  2. Внутреннее расслоение шланга и отслаивание армирующей оплетки
  3. Механические повреждения от ударов или истирания
  4. Закупорка внутреннего сечения разрушенными демпферами

При этом на начальном этапе поломка может никак себя не проявлять. Шланги выглядят визуально исправными, пока не начнутся серьезные утечки или разрывы.

Способы диагностики проблем шлангов ГУР

Для выявления неисправностей шлангов ГУР используют диагностические процедуры:

  • Внешний осмотр на наличие видимых повреждений и следов утечек
  • Проверка герметичности при работающем двигателе
  • Измерение давления в системе ГУР специальным манометром

При необходимости применяют дополнительные методы визуального и ультразвукового контроля для выявления скрытых дефектов шлангов.

Последствия эксплуатации с неисправными шлангами ГУР

Игнорирование проблем в шлангах гидроусилителя чревато следующими последствиями:

  1. Падение уровня рабочей жидкости и выход из строя насоса ГУР
  2. Увеличение люфта рулевого колеса и "гуляние" автомобиля
  3. Полный отказ ГУР и потеря управления на высоких скоростях

Поэтому при появлении первых подозрительных симптомов, связанных с шлангами ГУР, следует срочно обратиться к автомеханику для диагностики и ремонта системы.

Особенности ремонта шлангов ГУР иномарок

Рассмотрим некоторые нюансы ремонта шлангов гидроусилителя на иномарках:

  1. Более сложная компоновка и труднодоступность агрегатов
  2. Разнообразие стандартов креплений и резьб
  3. Необходимость специальных инструментов и приспособлений

Например, на американских или корейских автомобилях применяются фитинги с резьбой под стандарт JIC и UNF.

Диагностика шлангов ГУР по косвенным признакам

Помимо явных утечек, о проблемах шлангов могут свидетельствовать косвенные симптомы:

  • Повышенный шум при работе ГУР
  • Вибрация рулевого колеса
  • Замирание мотора на холостом ходу

Частота замены шлангов ГУР

Для большинства автомобилей ресурс шлангов гидроусилителя составляет 60-100 тыс. км пробега или 5-7 лет эксплуатации.

Более точные рекомендации по периодичности замены нужно уточнять для каждой конкретной модели в руководстве по эксплуатации.

Проверка герметичности шлангов ГУР

Чтобы убедиться в герметичности отремонтированных или новых шлангов ГУР, необходимо выполнить испытание давлением:

  1. Подсоединить рукава высокого давления к специальному приспособлению с манометром
  2. Плавно подать давление жидкостью до рабочих параметров системы ГУР
  3. Выдержать в течение 5-10 минут, контролируя манометр
  4. Сбросить давление и осмотреть шланги на наличие течей

При этом важно точно знать рекомендованные заводом-изготовителем значения давления для конкретной модели автомобиля.

Утилизация отработанных шлангов ГУР

Старые вышедшие из строя шланги гидроусилителя руля подлежат раздельному сбору и утилизации как опасные отходы ввиду содержания вредных веществ.

Вывоз таких отходов осуществляют специализированные организации, имеющие лицензию на обращение с опасными отходами.

Срок службы шлангов ГУР

При условии соблюдения правил эксплуатации ресурс шлангов гидроусилителя составляет в среднем 5-7 лет или 60-100 тысяч километров пробега.

На практике срок службы может отличаться в зависимости от интенсивности использования автомобиля, качества дорожного покрытия и других факторов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.