Датчик АБС: проверка и диагностика неисправностей разными способами

Антиблокировочная система (АБС) сегодня устанавливается на подавляющем большинстве современных автомобилей. От правильной работы этой системы напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров при экстренном торможении. К сожалению, как и любая сложная электроника, АБС со временем может давать сбои и выходить из строя.

В этой статье речь пойдет о том, как своими руками продиагностировать неисправности системы АБС и ее ключевого компонента - датчиков частоты вращения колес. Мы рассмотрим разные способы проверки датчиков - с помощью мультиметра, осциллографа, а также методы поиска и устранения типичных поломок.

Что такое АБС и зачем она нужна

АБС (антиблокировочная система) предназначена для предотвращения блокировки колес при резком торможении или на скользкой дороге. Она помогает сохранить управляемость автомобилем и минимизировать тормозной путь. Система срабатывает следующим образом:

  • Датчики частоты вращения колес фиксируют пробуксовку одного или нескольких колес
  • Блок управления АБС отдает команду уменьшить давление в гидравлической тормозной системе
  • Колесо перестает блокироваться и возобновляет вращение
  • Давление снова повышается для максимально эффективного торможения
  • Процесс повторяется многократно в секунду, пока автомобиль не остановится

Таким образом достигается оптимальное замедление с сохранением полного контроля над управлением. АБС может спасти от ДТП в критической ситуации, поэтому очень важно следить за ее работоспособностью.

Датчики АБС: типы и принцип действия

Ключевым элементом системы АБС являются датчики частоты вращения колес. Именно они определяют момент начала пробуксовки и передают сигнал на блок управления. Существует несколько типов таких датчиков.

Механик диагностирует датчик АБС автомобиля в автомастерской

Пассивные датчики АБС

Простейший вариант - пассивный индукционный датчик. Он реагирует на зубчатый диск, жестко связанный со ступицей колеса. При вращении диска рядом с датчиком наводится электрический ток, частота которого пропорциональна частоте вращения колеса.

Плюсы таких датчиков - простота и надежность. К минусам можно отнести снижение точности на низких оборотах (до 5 км/ч).

Активные датчики АБС

Более совершенный вариант - активные датчики на эффекте Холла или магниторезисторах. В отличие от пассивных, они вырабатывают собственный электрический сигнал под воздействием магнитного поля вращающегося кольца. Активные датчики работают при любой скорости вращения и отличаются высокой точностью.

На большинстве современных иномарок используются высокоточные активные датчики АБС

Магниторезистивные датчики АБС

Еще один распространенный тип - магниторезистивные датчики. Их принцип действия основан на изменении электрического сопротивления под воздействием магнитного поля. Они также отличаются высокой точностью и надежностью.

Признаки неисправности датчиков АБС

Со временем датчики могут выйти из строя. О проблемах сигнализируют следующие признаки:

  • Горит сигнальная лампа АБС при движении или сразу после запуска
  • При резком торможении одно или несколько колес блокируются
  • Неравномерное замедление, рывки при торможении
  • У датчика отсутствует характерное магнитное поле

При появлении таких симптомов необходимо проверить исправность датчиков. Рассмотрим основные способы диагностики далее.

Подготовка к проверке датчиков АБС

Прежде чем приступать к диагностике датчиков АБС, необходимо правильно подготовиться:

  1. Припарковать автомобиль на ровной поверхности и затормозить стояночный тормоз
  2. Поднять машину домкратом, снять колесо со стороны проверяемого датчика
  3. Отсоединить разъем датчика и проверить целостность проводки
  4. Приготовить тестер или осциллограф и другой необходимый инструмент

Обеспечьте свободный доступ к датчику и соблюдайте меры предосторожности, работая с поднятым автомобилем. Теперь можно приступать непосредственно к диагностике датчика АБС одним из способов.

Портрет механика с замененным датчиком АБС

Проверка датчика АБС мультиметром

Наиболее доступный способ диагностики - проверка мультиметром. Для этого понадобится цифровой мультиметр переведенный в режим измерения сопротивления. Последовательность действий:

  1. Подключить мультиметр к выводам датчика АБС
  2. Провернуть колесо и заметить показания
  3. Сравнить полученные значения с нормой для исправного датчика

У большинства датчиков АБС в исправном состоянии сопротивление должно быть в пределах 500-1500 Ом. Отклонения говорят о неисправности.

Также стоит сравнить показания датчиков на разных колесах - значительное расхождение может указывать на дефект одного из них. Диагностика мультиметром проста, но дает приблизительный результат. Для более точных замеров лучше использовать осциллограф.

Диагностика датчика АБС осциллографом

Если есть возможность, рекомендуется диагностировать датчики АБС с помощью осциллографа. Этот надежный прибор позволяет получить точные данные о работе датчика:

  1. Подключить осциллограф к выводам датчика
  2. Плавно провернуть колесо и снять осциллограмму
  3. Проанализировать форму и амплитуду сигнала
  4. Сравнить с осциллограммой исправного датчика

Дефектный датчик может давать искаженный, прерывистый или слишком слабый сигнал. С помощью осциллографа можно точно определить характер неисправности и дальнейший ремонт.

Прозвонка и проверка проводки датчиков АБС

Помимо самих датчиков, причиной неполадок АБС может быть неисправность проводки. Для проверки нужно выполнить следующие действия:

  1. Отсоединить разъем датчика от жгута проводов
  2. Прозвонить контакты разъема на обрыв мультиметром
  3. Проверить отсутствие короткого замыкания между проводами
  4. Подключить разъем и повторить диагностику датчика

При обнаружении дефекта проводки ее необходимо восстановить или заменить, после чего повторно проверить датчики АБС. Только убедившись в исправности всей цепи, можно с уверенностью констатировать поломку самого датчика.

Поиск и устранение неисправностей датчиков АБС

После диагностики и выявления неисправного датчика АБС необходимо найти причину дефекта и устранить ее. Для начала проверим наличие ошибок в памяти блока управления с помощью диагностического сканера. Коды ошибок укажут конкретный неработающий компонент.

Типичные неисправности датчиков:

  • Обрыв или короткое замыкание в проводке датчика
  • Загрязнение контактов разъема датчика
  • Механическое повреждение корпуса датчика
  • Износ подшипника ступицы, люфт
  • Повреждение импульсного кольца датчика

Часто проблему можно решить без замены датчика - достаточно восстановить контакты, очистить кольцо, устранить люфт в подшипнике. Если дефект серьезный, потребуется установка нового датчика.

Замена датчика АБС: выбор и установка

При выходе датчика АБС из строя его необходимо заменить. Выбирая новый датчик, учитывают:

  • Модель и год выпуска автомобиля
  • Тип датчика (активный, пассивный, магниторезисторный)
  • Расположение (на передней или задней оси)

Лучше всего подойдет оригинальный датчик от производителя транспортного средства (например, датчик АБС для Тойота или Приора). Но существуют и качественные аналоги от European Quality Parts (EQP) или Meyle.

Установка нового датчика АБС обычно не представляет сложности:

  1. Демонтировать старый датчик
  2. Установить новый, затянув крепеж
  3. Подключить разъем датчика
  4. Прокрутить колесо и проверить работу

После замены обязательно сбросить коды ошибок и проверить систему АБС в действии.

Диагностика датчиков АБС BMW E39

Рассмотрим диагностику датчиков АБС на примере BMW E39. Этот автомобиль оснащается 4 датчиками - по одному на каждое колесо. Тип датчиков - активные магниторезисторные.

Для проверки датчиков АБС BMW E39 понадобятся мультиметр или осциллограф. Диагностика производится следующим образом:

  1. Поднять машину домкратом и снять колесо
  2. Отсоединить разъем датчика и проверить на обрыв
  3. Измерить сопротивление датчика мультиметром
  4. Прокрутить колесо и оценить форму сигнала на осциллографе

При выявлении дефектов следует проверить проводку, разъемы, подшипник ступицы. При подтверждении поломки произвести замену неисправного датчика АБС.

Профилактика и предупреждение неисправностей

Чтобы минимизировать риск выхода датчиков АБС из строя, рекомендуется:

  • Периодически проверять работоспособность системы АБС
  • Следить за состоянием разъемов датчиков, контактов
  • Не допускать попадания грязи на датчики при мойке авто
  • Своевременно устранять люфт в подшипниках ступицы
  • Аккуратно ездить по кочкам, ямам, не допускать ударов

Соблюдение правил эксплуатации и регулярное ТО поможет максимально продлить срок службы датчиков и предотвратить серьезные поломки АБС.

Обращение в сервис при неисправности АБС

Если диагностика и поиск неисправностей датчиков АБС в домашних условиях не дали результата, следует обратиться в автосервис. Специалисты имеют необходимое оборудование и опыт для решения проблемы.

В среднем стоимость диагностики АБС обойдется в 1500-3000 рублей. Ремонт с заменой датчика - от 3000 рублей. Точную смету можно узнать в конкретном сервисе.

Главное при выборе СТО - отзывы реальных клиентов. Оптимальный вариант - сервис авторизованного дилера с гарантией на работы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.