Антифриз представляет собой жидкость, у которой температура замерзания намного ниже, чем температура кристаллизации воды. Использование этой жидкости способствует предотвращению повреждения механизмов, которые могут возникнуть при кристаллизации Н2О. Антифриз (красный, желтый, зеленый и прочие) состоит из воды и многоатомного спирта. Кроме того, в охлаждающую жидкость добавляют всевозможные присадки, антикоррозийные компоненты в том числе. Эти дополнительные соединения способствуют защите деталей. В составе жидкостей содержатся также и красители, придающие им тот или иной цвет. Согласно комментариям специалистов, цвет жидкости не оказывает влияния на ее эксплуатационные характеристики. В соответствии с областью применения, антифриз (красный и прочие его виды) может содержать пропиленгликоль или этиленгликоль.
Последний представляет собой вязкую маслянистую бесцветную жидкость. Она имеет характерный слабый запах. Этиленгликоль является сильным ядом, поэтому при работе с ним следует соблюдать осторожность. Чистый этиленгликоль замерзает при температуре минус тринадцать градусов. Температура его кипения составляет +197 градусов. Следует сказать, что концентрированный этиленгликоль в водном растворе замерзает при более низких температурах (если используется две части этиленгликоля и одна часть воды). Температура кипения антифриза в среднем составляет порядка ста двадцати градусов, а минимальная температура его замерзания может равняться семидесяти градусам ниже нуля. Как правило, антифриз (красный, желтый и прочие) содержит в своем составе около 50-60 % этиленгликоля. В этом случае его минимальная температура замерзания равна тридцати градусам ниже нуля.
При изготовлении антифризов также достаточно часто применяется пропиленгликоль. Этот материал более экологичен. При этом эксплуатационные характеристики практически не зависят от основы. Вместе с тем, пропиленгликоль более безопасен и менее токсичен.
Слово «антифриз» дословно можно перевести, как «против мороза» или «незамерзающий». Этот термин применяется для обозначения всех марок охлаждающих жидкостей.
Тосол или антифриз – что лучше?
Необходимо отметить для начала, что первое понятие применяется для обозначения охлаждающих жидкостей отечественного производства. Термин «тосол» содержит название отдела, в котором он был разработан (отдел Технологий органического синтеза (ТОС)). Окончание «-ол» указывает на принадлежность материала к спиртам. Тосол относится к традиционным охлаждающим жидкостям, которые в последнее время применяются всё реже.
Как уже было отмечено, эксплуатационные свойства материала не зависят от того, какой именно этот антифриз – красный, синий, желтый или ещё какого-либо цвета. Изначально все жидкости производятся одинакового цвета. Краситель добавляет антифризу лишь некую «индивидуальность». Есть мнение, что допускается смешивание охлаждающих жидкостей одного цвета друг с другом. Необходимо отметить, что во многом оно является заблуждением. На упаковке с антифризом производитель всегда приводит инструкцию с указанием возможностей смешивания данного его типа с другими.
В одно время для отечественных охлаждающих жидкостей был разработан определенный государственный стандарт. Необходимо, однако, отметить, что абсолютное соответствие ГОСТу совершенно не гарантирует их высоких качественных характеристик. Так, например, тосолы российского производства не всегда применимы к современным конструкциям двигателей. При этом европейские антифризы, не соответствующие российскому стандарту, демонстрируют высокие качественные показатели.