Регулярная диагностика тормозной системы критически важна для обеспечения безопасности водителя и пассажиров автомобиля. Неисправности в работе тормозов могут привести к потере управления и авариям на дороге. В данной статье мы рассмотрим основные методы диагностики тормозной системы, включая визуальный осмотр, стендовые испытания и дорожные тесты.
Причины для проведения диагностики тормозной системы
Плановую диагностику тормозной системы рекомендуется проводить не реже одного раза в год или каждые 10-15 тыс. км пробега автомобиля.
Также диагностику необходимо выполнять:
- После зимнего сезона, когда тормозная система подвергается повышенным нагрузкам;
- При появлении признаков неисправностей: мягкая или "проваливающаяся" педаль тормоза, шум и вибрации при торможении, увод автомобиля в сторону, увеличение тормозного пути и др.
Виды диагностики тормозной системы
Существует несколько основных методов, позволяющих диагностировать техническое состояние тормозной системы автомобиля. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Визуальный осмотр
Начальным этапом любой диагностики является внимательный визуальный осмотр всех элементов тормозной системы. При этом проверяется:
- Целостность и герметичность тормозных магистралей и шлангов;
- Состояние фрикционных накладок колодок тормозных механизмов;
- Поверхность тормозных дисков;
- Работа суппортов, наличие заклиниваний и люфтов;
- Уровень тормозной жидкости в бачке.
Стендовая диагностика
Наиболее точным является метод стендовой диагностики с использованием специального оборудования - тормозных стендов. Различают несколько типов тормозных стендов:
- Роликовые;
- Платформенные;
- Инерционные;
- Силовые.
При проведении испытаний на тормозном стенде измеряются следующие параметры:
- Тормозные усилия на каждом колесе;
- Тормозные коэффициенты;
- Устойчивость и управляемость автомобиля при торможении;
- Эффективность работы ABS.
Дорожные испытания
Диагностику тормозной системы можно провести в реальных условиях движения. Однако такой метод требует перекрытия движения на участке дороги и применения специального измерительного оборудования, поэтому используется редко.
Диагностика вакуумного усилителя тормозов
Вакуумный усилитель предназначен для снижения усилия, которое водитель прикладывает к педали тормоза для остановки автомобиля. Усилитель использует разрежение, создаваемое двигателем при работе на холостом ходу или при движении.
Признаками неисправного усилителя являются:
- "Твердая" педаль тормоза, требующая больших усилий для нажатия;
- Увеличенный ход педали;
- Шум и вибрации из моторного отсека.
Диагностика вакуумного усилителя включает следующие этапы:
- Прокачка тормозной системы для удаления воздуха;
- Запуск двигателя и проверка упругости педали на холостых оборотах;
- Замер разности давления или вакуума при нажатой и отпущенной педали;
- Проверка работы усилителя на холостом ходу и при увеличении оборотов двигателя.
При выявлении дефектов усилитель подлежит замене.
Диагностика антиблокировочной системы тормозов
Антиблокировочная система тормозов (ABS) предотвращает блокировку колес при экстренном торможении. Это позволяет сохранить управляемость автомобиля и сократить тормозной путь.
Основными элементами ABS являются:
- Датчики угловых скоростей колес;
- Гидравлический блок с электромагнитными клапанами;
- Блок управления.
Диагностику ABS рекомендуется выполнять при наличии следующих признаков:
- Горит контрольная лампа неисправности ABS;
- Прерывистое движение педали или пульсация при торможении;
- Увеличение тормозного пути по сравнению с обычным торможением.
Диагностика ABS включает: |
|
После диагностики выявленные дефектные компоненты ABS необходимо заменить на новые.
Правила техники безопасности при диагностике тормозной системы
При проведении любых работ с тормозной системой необходимо соблюдать технику безопасности, чтобы избежать травм и несчастных случаев.
Перед началом диагностики следует:
- Подготовить рабочую зону, освободить проходы, убрать все лишнее с пола;
- Зафиксировать автомобиль от возможного самопроизвольного движения с помощью стояночного тормоза и противооткатных упоров;
- Установить автомобиль на эстакаду или подъемник для обеспечения доступа к элементам снизу.
Важно соблюдать осторожность при работе с тормозной жидкостью, поскольку она ядовита и агрессивна по отношению к ЛКМ кузова.
Ремонт и обслуживание тормозной системы после диагностики
По результатам диагностики тормозной системы зачастую требуется замена изношенных или неисправных компонентов.
Типовой перечень работ по ремонту включает:
- Замена тормозных колодок и дисков;
- Замена поврежденных или протекающих тормозных шлангов и магистралей;
- Замена тормозной жидкости;
- Регулировка стояночного тормоза;
- Чистка и смазка компонентов тормозных механизмов.
После всех выполненных работ обязательно следует проверить герметичность системы и качество сборки всех соединений.
Особенности диагностики тормозов на старых автомобилях
Тормозная система автомобилей старше 1997 года выпуска имеет свои конструктивные особенности и требует особого подхода при диагностике.
В частности, на таких автомобилях:
- Отсутствует ABS;
- Используются барабанные, а не дисковые тормоза;
- Применяются металлические, а не резиновые шланги в гидроприводе.
Порядок проверки тормозов и интерпретация результатов также меняется.
Перед началом работ обязательно обсудите задачу с мастером и согласуйте объем диагностических процедур и возможный ремонт.
Алгоритм проверки вакуумного усилителя тормозов
Если в работе вакуумного усилителя подозревается неисправность, необходимо проверить вакуумный усилитель тормозов.
Алгоритм проверки следующий:
- Убедиться в наличии усилителя на данной модели авто;
- Прокачать тормозную систему;
- Измерить разрежение при работе двигателя на холостых оборотах;
- Сравнить показания с нормативными значениями для этой модели;
- Повторить замеры при плавном увеличении оборотов двигателя.
Отклонения показаний от нормы будут свидетельствовать о неисправности вакуумного усилителя.