Компьютерные игры много лет служат источником развлечения для миллионов людей. Однако мало кто задумывался о том, как создаются эти увлекательные миры. В этой статье мы рассмотрим основные инструменты и методы, используемые художниками при разработке компьютерных игр.
Выбор программы для рисования
Первым делом разработчику игры необходимо определиться с выбором программы для создания графики. Существует множество приложений для рисования, отличающихся функционалом, сложностью освоения и стоимостью. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Adobe Photoshop
Это приложение уже много лет является золотым стандартом в области растровой графики. В Photoshop
реализован обширный набор инструментов для создания и редактирования изображений. Программа позволяет работать с слоями, масками, фильтрами и эффектами. Большинство профессиональных художников используют Photoshop
в своей работе.
Однако для новичков этот инструмент может показаться сложным в освоении. К тому же Photoshop является коммерческим ПО, требующим оплаты лицензии. Поэтому начинающим игрокам в индустрии лучше обратить внимание на бесплатные альтернативы.
Adobe Illustrator
Еще один флагманский продукт от Adobe, нацеленный в первую очередь на создание векторной графики. В отличие от растровых изображений, векторные масштабируются без потери качества, что важно при разработке логотипов, пиктограмм и других элементов интерфейса.
Illustrator удобен для редактирования геометрических фигур, работы с кривыми и эффектами. Однако из-за высокой цены лицензии он также недоступен большинству indie-разработчиков.
Clip Studio Paint
По функционалу это приложение может поспорить даже с Photoshop
, но при этом стоит гораздо дешевле. В нем реализован удобный набор кистей, возможность работы с 3D-моделями и создания анимации.
Clip Studio Paint часто используется художниками комиксов и аниме, однако подойдет и для текстурирования 3D-моделей или создания спрайтов в 2D-играх.
Krita
Бесплатное open-source приложение, разработанное специально для цифровых художников. Программа отличается продвинутыми возможностями для рисования и текстурирования.
В Krita есть богатая коллекция кистей, возможность создавать текстуры и шаблоны. Для indie-разработчиков это отличный выбор, позволяющий полностью заменить дорогие коммерческие решения.
Подготовка рабочего процесса
После выбора программы для рисования необходимо настроить рабочее пространство и поток для максимально эффективной работы.
Настройка планшета и пера/мыши
Большинство художников используют графические планшеты, которые обеспечивают точный контроль кисти и естественное ощущение рисования. Некоторые моменты при настройке оборудования:
- Выбор размера рабочей области планшета под свои потребности
- Калибровка пера (проверка чувствительности и плавности линий)
- Настройка кнопок и колес прокрутки (зум, undo и т.д.)
- Выбор перьев с удобной ручкой и наконечниками
Для рисования мышью также потребуется точная настройка чувствительности и плавности для комфортной работы.
Выбор текстур и кистей
Как рисовать персонажей для игр, во многом зависит от используемых инструментов. Важно подобрать хороший набор кистей с различными настройками формы, плотности, пластичности. Программы для рисования позволяют создавать свои кастомные кисти и текстуры.
Также полезно скачать готовые наборы кистей, созданные профессиональными художниками. Это сэкономит время на поиск нужных эффектов при работе над проектом.
Организация слоев и рабочего пространства
Грамотная расстановка слоев позволяет эффективно редактировать изображение, не повреждая уже нарисованные элементы. Рекомендуется использовать слои следующим образом:
- Общий фон
- Крупные объекты (персонажи, здания и т.д.)
- Второстепенные детали
- Эффекты и фильтры
Также важно рационально располагать панели инструментов, окна изображений и прочие элементы интерфейса.
Установка горячих клавиш
Горячие клавиши позволяют быстро вызывать различные инструменты и функции без использования меню. Некоторые полезные комбинации:
Ctrl + Z | Отменить последнее действие |
Ctrl + Alt + Z | Повторить отмененное действие |
Со временем вырабатываются устойчивые привычки для ускорения процесса рисования с помощью клавиатуры.
Создание концепт-арта
После подготовки рабочего пространства можно переходить непосредственно к как рисовать игру
. Первым этапом является создание концепт-арта — визуального наброска основных идей и настроения будущей игры. Это поможет команде разработчиков быстрее сориентироваться и приступить к реализации проекта.
При разработке концепта важно определиться с художественным стилем игры, прорисовать главных персонажей, основные локации, возможный интерфейс и игровые экраны.
Определение темы и настроения проекта
Сначала необходимо решить, в каком жанре будет выдержана игра — фэнтези, фантастика, мультяшный стиль и т.д. Затем выбрать цветовую палитру, соответствующую атмосфере проекта, и продумать основные визуальные ассоциации у игроков.
Например, для фэнтезийной RPG подойдет теплая цветовая гамма с преобладанием коричневых и зеленых тонов, стилизованные текстуры дерева и камня.
Формирование визуального стиля
На данном этапе определяется уникальный стиль будущей игры, включающий характерные детали в оформлении персонажей и объектов.
Это могут бытьЦоин Shape особенности пропорций, одежды героев, архитектурные элементы, цвет и фактура материалов. Также продумывается общая атмосфера локаций.
Рисунок персонажей, локаций, интерфейсов
Далее создаются визуальные концепты ключевых элементов проекта:
- Главные герои и персонажи
- Основные игровые локации
- Экраны интерфейса (меню, HUD, инвентарь и т.д.)
Это поможет разработчикам составить первое впечатление о будущем продукте.
Работа с цветом и композицией
На заключительном этапе создания концепт-арта важно следить за цветовой гармонией на изображениях, компоновкой важных деталей и общим визуальным стилем.
Можно добавлять подсветку, тени, легкие текстуры для усиления художественного образа. Главное в концепте — передать атмосферу и настроение игры, которые впоследствии будут воплощены разработчиками в готовом продукте.
Разработка спрайтов
После создания концепт-арта можно переходить к разработке игровой графики и анимации. Одним из ключевых элементов являются спрайты - изображения объектов, персонажей и интерфейсных элементов, которые затем встраиваются в игру.
Особенности рисования объектов для спрайтов
В отличие от обычных изображений, спрайты подразумевают некоторые технические ограничения:
- Небольшой размер в пикселях
- Прозрачный фон вместо рамки
- Отсутствие мелких деталей
- Яркие, контрастные цвета
Это связано с необходимостью оптимизации графики для плавной анимации даже на слабых устройствах.
Создание анимированных спрайтов
Для анимации персонажей или игровых объектов используется спрайт-лист - серия кадров-изображений, последовательная смена которых создает иллюзию движения.
Обычно рисуются отдельные спрайты для разных видов действий: бег, ходьба, прыжки, атака и т.д. Затем они комбинируются в нужной последовательности.
Расстановка точек поворота и работа с ключевыми кадрами
Чтобы добиться естественности движений, используются специально отмеченные "точки поворота" на спрайте. В этих местах происходит изменение направления или скорости анимации.
Также для упрощения процесса аниматоры часто используют ключевые (опорные) кадры, а промежуточные генерируются автоматически.
Текстурирование 3D-моделей
Кроме создания 2D-графики, художники игр занимаются текстурированием - добавлением детальных изображений поверх объемных моделей.
Рассмотрим основные этапы этого процесса.
Подготовка UV-разверток
Первым делом 3D-модель "разворачивается" на плоскость, формируя карту координат текстур или UV. Это позволяет "натянуть" на модель двумерное изображение подготовленной текстуры.
Рисование диффузных, нормальных и высотных карт
Далее художник занимается непосредственно рисованием текстур разных типов в выбранной программе:
- Диффузная - основные цвет и детали поверхности
- Нормальная - имитация неровностей и выпуклостей
- Высотная - различная степень рельефности
Наложение деталей с помощью альфа-каналов
Для добавления более мелких деталей поверх текстуры используются полупрозрачные альфа-каналы. Например, грязь, потертости, разрушения, ржавчина.
Такие наложения позволяют экономить память, не умножая количество текстурных файлов.