Что такое "габарит это" на самом деле?

Габарит - одно из тех понятий, которые мы часто слышим, но не всегда понимаем. Что же оно означает на самом деле и почему так важно?

Машинист смотрит на часы в вагоне поезда

Определение габарита

Слово "габарит" пришло к нам из французского языка. В переводе оно означает "очертание", "обмер". Иными словами, это предельные размеры какого-либо предмета или пространства для перемещения.

Габарит - предельное очертание предмета или просвета между частями сооружений.

Для транспорта определение габарита особенно важно. Это то пространство, в котором безопасно перемещаются поезда, корабли, самолеты. В него не должны заходить никакие конструкции или детали, которые могут помешать движению.

Высокоскоростной поезд выезжает из тоннеля

Габариты железной дороги

На железной дороге под габаритом понимают предельные поперечные размеры подвижного состава - поездов. Это максимальная ширина и высота вагонов, при которых они беспрепятственно проходят по путям и не задевают никакие конструкции.

Габариты определяют:

  • Безопасное расстояние от рельсов до зданий и сооружений
  • Допустимые размеры тоннелей и мостов
  • Вместимость вагонов для перевозки грузов и пассажиров

Первые железные дороги имели габарит всего около 3 метров. Но со временем, по мере увеличения размеров поездов, приходилось расширять тоннели и мосты. Это была дорогостоящая реконструкция.

Поэтому важно заранее продумывать единые стандарты габаритов при проектировании железных дорог. Этим занимаются как национальные организации в каждой стране, так и международные союзы.

Зачем нужны габариты

Итак, основные цели установки габаритов:

  1. Безопасность - исключить столкновения транспорта с различными объектами
  2. Эффективность использования пространства для перевозок
  3. Удобство пассажиров
  4. Оптимизация затрат на строительство транспортной инфраструктуры

Конечно, абсолютно единых размеров добиться невозможно. Габариты разных видов транспорта - железной дороги, метро, трамвая - могут сильно отличаться.

Но стандартизация необходима. Иначе возникают проблемы совместимости, когда поезда одной колеи не могут пройти по путям другой из-за меньшего тоннеля. Или грузовик не помещается в автомобильный тоннель.

История габаритов в России

В Российской империи единые габариты для железных дорог были впервые введены в 1860 году. Они просуществовали целых 65 лет!

Это было связано с дальновидностью инженеров и относительно небольшими размерами вагонов поначалу.

Но в дальнейшем размеры поездов увеличивались, и пришлось расширять габариты. Сейчас в России принято несколько стандартов для разных типов железных дорог.

Габариты современного транспорта

Наибольшие габариты сегодня можно встретить на высокоскоростных железнодорожных магистралях в Европе и Японии.

Например, на линии Бетюве в Нидерландах ширина габарита достигает 4,1 м, а высота - 6,15 м. Это позволяет перевозить даже негабаритные грузы.

Вид транспорта Ширина габарита Высота габарита
Железная дорога (Россия) 3,15 м 4,28 м
Евротоннель 4,1 м 5,6 м

А вот габариты метрополитена значительно меньше из-за тоннелей под землей. Например, ширина вагонов Московского метрополитена составляет всего 2,7 м.

Что касается автомобильного транспорта, то здесь габариты регулирует ширина полосы движения на дороге. В России она составляет обычно 3,75 м.

Это накладывает ограничения на размеры и грузоподъемность грузовиков. Хотя сегодня все чаще используются негабаритные перевозки с сопровождением.

Таким образом, габаритные ограничения - неизбежность, с которой приходится считаться при проектировании и эксплуатации транспорта.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.