История Московского жирового комбината полна загадок и интриг, как детективный роман. Взлеты и падения, конфликты и победы, разорения и возрождения - все это в полной мере испытало предприятие с уникальной 85-летней историей. Сегодня мы разберем ключевые этапы истории комбината, узнаем интересные факты о его работе и влиянии на развитие отрасли. Посмотрим, какие уроки можно извлечь из опыта одного из старейших московских предприятий.
1. Основание и становление комбината
Московский жировой комбинат был основан 30 июня 1935 года как Московский гидрогенизационный завод. Изначально предприятие выпускало пищевой саломас - сырье для маргариновых заводов. Комбинат располагался в районе Грайвороново в Москве. Первым директором стал Иван Иванович Иванов. Численность работников в 1935 году составляла 306 человек.
К 1940 году мощность производства выросла до 150-160 тонн саломаса в сутки. В годы Великой Отечественной войны часть оборудования была эвакуирована, и мощность упала до 50 тонн в сутки. После войны к 1950 году мощности комбината были полностью восстановлены.
В 1965 году завод был переименован в Московский жировой комбинат . Началось производство маргарина и растительного масла. В 1970-х годах на комбинат было перенесено производство майонеза.
2. Расцвет комбината в 1970-1980-х годах
В 1971 году на комбинате начался розлив растительного масла в полимерную тару. А в 1974 году были введены в эксплуатацию линии розлива масла производительностью 20 000 тонн в год. К 1980 году объем розлива вырос до 15 900 тонн в год.
В 1976 году на комбинате было сконцентрировано все московское производство майонеза. Мощность по выпуску майонеза в том же году составила 28 500 тонн в год.
В 1978 году на комбинате запущен маргариновый комплекс мощностью 40 000 тонн продукции в год. А в 1982 году заработала первая в СССР линия розлива наливных маргаринов.
Благодаря внедрению новых технологий в 1984 году мощности комбината по производству масла были наращены на 45,5%. К 1990 году объемы выпуска по всем видам продукции достигли своего пика.
3. Трудные 1990-е годы
К 1991 году износ основного оборудования комбината достиг 70-90%. В 1993 году предприятие было приватизировано. 76% акций перешли трудовому коллективу.
Без привлечения кредитов руководство закупило запасные части и новое оборудование на $4 млн. К 1998 году объемы производства маргарина выросли почти в 6 раз по сравнению с 1991 годом.
В 1990-е годы появились торговые марки комбината "Столичный провансаль" для майонеза и "Россиянка" для маргарина и подсолнечного масла. В 1999 году комбинат занял 156 место в рейтинге "Эксперт-400" крупнейших компаний России по объему выручки.
4. Борьба за контроль в 2000-е годы
После кончины генерального директора Азнаурьяна в 2002 году развернулась острая борьба за контрольный пакет акций комбината. К 2003 году группа "Букет" Владислава Бурова скупила около 40% акций.
Группа бывших топ-менеджеров "Альфа-Эко" во главе с Михаилом Безелянским к 2003 году консолидировала 24% акций комбината.
В 2003 году прошло несколько внеочередных собраний акционеров, легитимность которых оспаривалась сторонами. Были предприняты попытки силового захвата комбината.
В 2005 году "Букет" выкупил оставшиеся 24% акций примерно за $3 млн, завершив многолетнюю борьбу за контроль над предприятием.
5. Переход под контроль "Солнечных продуктов"
С 2009 года владельцем Московского жирового комбината стала компания "Солнечные продукты". Активы предприятия в Москве были признаны убыточными из-за высоких издержек.
В 2013 году был одобрен проект застройки территории комбината жилым кварталом. Но в 2014 году он был отправлен на доработку инвесторам.
Планировалось построить новый завод "Солнечных продуктов" в Лыткарино. В 2017 году комбинат фактически прекратил производственную деятельность и началась подготовка площадки для возведения жилого квартала.
6. Изменение ассортимента продукции
Первоначально на комбинате выпускался только пищевой саломас. Но уже с 1965 года было освоено производство маргарина и растительного масла.
В 1970-х годах добавилось производство майонеза. А в 1980-е появились наливные маргарины.
С 1990-х годов комбинат начал выпускать майонез "Столичный провансаль". В 2000-е в ассортимент вошла горчица "Столичная".
Маргарин "Россиянка" производился с 1990-х по 2010-е годы.
7. Технологическое развитие комбината
В 1938 году на комбинате было освоено производство эмульгатора для маргарина. А в 1967-1968 годах внедрены передовые на то время технологии непрерывной дезодорации масел и жиров.
Начало розлива масла в полимерную тару в 1971 году стало важной вехой в технологическом развитии. В 1984 году освоены бесщелочные технологии рафинации, позволившие существенно нарастить объемы производства.
На протяжении десятилетий комбинат постоянно модернизировал оборудование по мере его износа, внедряя передовые технологии своего времени.
8. Финансовые показатели комбината
По итогам 1999 года комбинат занял 156 место в рейтинге крупнейших компаний России "Эксперт-400". Объем реализации составил 822 млн рублей, чистая прибыль - 8 млн рублей.
В 2003 году оборот комбината достиг $48 млн. К 2005 году накопленный долг предприятия составил около $20 млн. К 2007 году владельцы планировали увеличить выручку до $130 млн.
9. Приватизация комбината
В 1993 году комбинат был приватизирован. 76% акций получил трудовой коллектив, еще 24% остались в государственной собственности.
Приватизация позволила без государственного финансирования инвестировать в модернизацию производства. Уже к 1998 году выпуск основной продукции вырос в несколько раз.
10. Смена собственников
После смерти директора Азнаурьяна в 2002 году его 25% акций выкупила группа "Букет". В сумме с ранее купленным пакетом она получила 40% комбината.
В 2003 году 24% акций скупила группа бывших менеджеров "Альфа-Эко". Еще 10% принадлежали Нижегородскому масложировому комбинату.
К 2005 году после острой борьбы "Букет" стал полным собственником предприятия, заплатив за оставшиеся акции около $3 млн.
11. ОАО Московский жировой комбинат
В 1993 году в ходе приватизации комбинат был преобразован в открытое акционерное общество ОАО Московский жировой комбинат .
Это позволило привлечь инвестиции в модернизацию производства и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Новые торговые марки появились уже в 1990-е годы.
Однако в 2000-е годы развернулась острая борьба среди акционеров за контроль над ОАО , что негативно сказалось на деятельности.