Двигатель ВАЗ 2106 - один из самых массовых и популярных отечественных автомобильных двигателей. Узнать его основные характеристики, такие как вес, мощность, особенности конструкции - интересно многим автолюбителям.
История создания ВАЗ 2106
ВАЗ 2106 выпускался с 1976 по 2006 год на автозаводе в Тольятти. Эта модель стала прямым преемником ВАЗ 2103. Основное отличие новой "шестерки" заключалось в более мощном и форсированном двигателе.
Инженеры увеличили диаметр цилиндров с 76 до 79 мм. Это позволило поднять рабочий объем с 1,5 до 1,6 литров и мощность с 70 до 75 л.с. Так двигатель ВАЗ 2106 стал самым форсированным серийным мотором малого класса в СССР.
Основные технические характеристики
Вес двигателя ВАЗ 2106 в сборе составляет 121 кг. Если добавить массу трансмиссии, то получится 146 кг. Для сравнения, двигатель предшественника ВАЗ 2103 весил на 5 кг меньше.
Инженеры стремились получить 80 л.с., но из-за конструктивных ограничений на практике удалось выжать только 75 л.с. при 5400 об/мин.
Остальные технические характеристики двигателя ВАЗ 2106:
- Рабочий объем - 1,6 л
- Диаметр цилиндра - 79 мм
- Ход поршня - 80 мм
- Степень сжатия - 9,8
- Крутящий момент - 127 Нм при 3400 об/мин
Мощность в 75 л.с. позволяла ВАЗ 2106 разгоняться до 150 км/ч и набирать первую сотню за 16 секунд. Довольно неплохо для советского автопрома 1970-х годов.
Конструкция и особенности
Конструктивно двигатель "шестерки" практически не отличался от мотора ВАЗ 2103 предыдущей модели.
Вес двигателя ВАЗ 2106 пришлось немного увеличить за счет более толстых стенок блока цилиндров, рассчитанных на повышенную форсировку.
Устанавливались поршни от модели ВАЗ 21011 с увеличенным до 79 мм диаметром. При сохранении хода поршня 80 мм это позволило поднять рабочий объем с 1,5 до 1,6 литра.
Был изменен коленвал с увеличенной на 7 мм длиной кривошипа. Остальные системы двигателя оставались без изменений - такие как смазка, охлаждение, питание карбюраторное, зажигание контактное.
Достоинства и преимущества
Несмотря на конструктивное сходство с предшественником, двигатель ВАЗ 2106 обладал рядом преимуществ:
- Повышенная на 20% мощность - 75 л.с. вместо 62 л.с. у ВАЗ 2103
- Лучшая динамика и максимальная скорость
- Улучшенный дизайн и эргономика салона автомобиля
- Более тихая работа и пониженная вибрация благодаря балансировке коленвала
В целом двигатель ВАЗ 2106 сохранил все сильные стороны своих предшественников - неприхотливость, ремонтопригодность, надежность при правильной эксплуатации.
Основные проблемы
Вес двигателя остался относительно большим, что негативно сказывалось на расходе топлива и износе некоторых деталей.
Также среди типичных поломок можно выделить:
- Быстрый износ распредвала
- Засорение жиклеров карбюратора
- Повышенный расход масла
При грамотной эксплуатации и своевременном техобслуживании все эти недостатки устранимы.
Какой вес у двигателя с коробкой передач?
Как уже отмечалось, вес самого двигателя ВАЗ 2106 составляет 121 кг.
Если добавить сюда вес коробки передач с сопутствующими агрегатами, то получится 146 кг. Именно столько весит силовой агрегат в сборе на данной модели.
Двигатель ВАЗ 2106 | 121 кг |
Коробка передач + прочее | 25 кг |
Итого | 146 кг |
Для сравнения, аналогичный показатель у предшественника ВАЗ 2103 составлял 141 кг.
Ресурс и срок службы
Согласно данным завода, ресурс двигателя ВАЗ 2106 по пробегу не должен превышать 125 000 км.
Однако на практике, при правильном обслуживании этот показатель может достигать 200-250 тыс. км и более. Все зависит от стиля вождения, качества топлива и масел.
Замена на другие двигатели
Благодаря простой, технологичной конструкции, двигатель ВАЗ 2106 можно заменить как на аналоги от других отечественных моделей, так и на некоторые зарубежные агрегаты.
Варианты двигателей ВАЗ для замены
Наиболее простой и распространенный вариант - установка аналогичного двигателя от другой отечественной модели:
- ВАЗ-2101 (1,3 л)
- ВАЗ-2103 (1,5 л)
- ВАЗ-2105 (1,3 л)
- ВАЗ-2107 (1,5 л)
Преимущество такой замены - минимум доработок и сохранение штатных агрегатов. Также не потребуется перерегистрация в ГИБДД.
Зарубежные аналоги для замены
Среди популярных зарубежных "моторов-доноров" можно выделить:
- Fiat 1200
- Ford Escort 1.3
- Opel Kadett 1.2
- Peugeot 1.1
Главный минус - необходимость определенных доработок, сертификации и перерегистрации.
Форсированные моторы
Для настоящих ценителей скорости подойдут "форсированные" моторы с увеличенной мощностью:
- ВАЗ 21011 (1,7 л)
- ВАЗ 21013 (1,5 турбо)
- BMW 316 (1,6 л)
Потребуются серьезные вложения в модернизацию ходовой части, но зато автомобиль станет гораздо динамичнее и "острее".
Рекомендации при выборе
Чтобы сделать правильный выбор, нужно учитывать:
- Мощность и крутящий момент нового мотора
- Габариты и вес
- Совместимость с трансмиссией
- Необходимость переделок и модернизации шасси
- Стоимость самого двигателя и работ по замене
От этого будет зависеть динамика, надежность, комфорт и безопасность автомобиля.
Особенности демонтажа двигателя
Из-за большой массы двигатель ВАЗ 2106 рекомендуется снимать с помощью специального оборудования и вдвоем.
Порядок демонтажа:
- Открутить крепежные болты рамы
- Отсоединить топливопровод от бензонасоса
- Вынуть прокладки около насоса
- Снять провода со свечей зажигания
- Отсоединить генератор и катушку зажигания
Дальнейшие операции требуют специальных знаний и навыков:
- Снятие крышки головки блока
- Отсоединение маховика
Ремонт и восстановление
По большей части ремонт сводится к замене изношенных деталей:
- Поршневые кольца
- Распредвал
- Поршни и цилиндры
- Подшипники коленчатого вала
При капремонте часто производится хонингование или расточка цилиндров для восстановления герметичности.
Повышение ресурса
Чтобы увеличить ресурс двигателя, нужно:
- Выбирать качественное масло
- Соблюдать периодичность ТО
- Не превышать обороты и нагрузки
- Использовать очищенный бензин высокого сорта
- Регулярно менять расходные материалы