На ВАЗ "Приора" устанавливался двигатель ВАЗ-21126 объемом 1,6 литра и мощностью 87 л.с. Именно на этой модели впервые появился датчик ДМРВ "Приора", ставший впоследствии стандартом для всех малолитражных автомобилей ВАЗ.
В состав этого двигателя входили:
- Блок цилиндров и головка блока 16-клапанные
- ДМРВ приора 16 с электроприводом
- Впрыск топлива центральный Multec-S
- Зажигание электронное
Датчик ДМРВ на приоре является важным компонентом этой системы. Он контролирует положение клапана посредством обратной связи с электронным блоком управления. В случае выхода датчика из строя возможны сбои в работе системы рециркуляции и двигателя.
Диагностика ДМРВ
Помимо кодов ошибок, на работоспособность ДМРВ "Приора" можно косвенно указывают параметры, считываемые с датчиков:
- Датчик массового расхода воздуха
- Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе
- Датчик положения дроссельной заслонки
Сопоставляя их показания, можно сделать вывод о текущем состоянии системы рециркуляции отработавших газов и ДМРВ.
Подготовка к замене ДМРВ
Перед заменой ДМРВ необходимо подготовить рабочее место и инструмент. Следует обеспечить доступ к двигателю со стороны впускного коллектора, установив автомобиль на смотровую яму или подъемник. Полезно замену ДМРВ совместить с заменой воздушного фильтра.
Также потребуются емкости для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения и масла из картера двигателя при их частичной разборке.
Порядок замены ДМРВ
Последовательность замены ДМРВ следующая:
- Отсоединить крепление впускного коллектора, отвести его в сторону
- Отсоединить электропривод и вакуумные шланги от ДМРВ
- Отвернуть гайки крепления ДМРВ к коллектору
- Установить на место все в обратном порядке
После завершения монтажа нужно проверить герметичность соединений и удалить воздух из системы питания при помощи шприца или специальной прокачки.
Ошибки при замене ДМРВ
Чтобы избежать поломок при замене ДМРВ, следует контролировать:
- Момент затяжки резьбовых соединений ДМРВ
- Надежность подключения электропривода и вакуумных шлангов
- Чистоту сопрягаемых поверхностей деталей системы впуска
Также нельзя допустить попадания грязи во впускной коллектор и цилиндры двигателя при его частичной разборке.
Проверка после замены
После замены ДМРВ функционирование системы рециркуляции проверяется посредством сканера или тест-драйва. Нужно убедиться в отсутствии кодов ошибок, проверить динамику и устойчивость работы двигателя на различных оборотах и нагрузках.
Тюнинг ДМРВ
Для улучшения динамических характеристик двигателя ВАЗ применяют тюнинг дроссельного модуля рециркуляции отработавших газов. Это позволяет оптимизировать работу системы впуска и выпуска на различных режимах.
В тюнинг ДМРВ входит:
- Установка полнопроходного клапана увеличенного диаметра
- Замена штатного электромагнита на более мощный
- Перепрограммирование блока управления
Это дает прирост крутящего момента на низких оборотах и улучшение динамики разгона. Но при этом возможно ухудшение экологичности выхлопа.
ДМРВ и турбонаддув
При оснащении двигателя ВАЗ турбонаддувом применение ДМРВ сохраняет актуальность. Более того, в этом случае возможности по оптимизации процессов газообмена с помощью рециркуляции расширяются.
Путем грамотной настройки совместной работы ДМРВ, турбины и интеркулера можно эффективнее использовать энергию отработавших газов.
Альтернативы ДМРВ
Существуют и альтернативные системы рециркуляции на замену ДМРВ, например:
- Пневмоклапан с электроприводом
- Специальный рециркуляционный насос
Они выполняют ту же функцию возврата части отработавших газов в цилиндры двигателя. Но конструктивно отличаются и имеют свои преимущества и недостатки.
Перспективы ДМРВ
Несмотря на появление новых технологий, применение ДМРВ сохраняет актуальность и в обозримой перспективе. Оптимизация процессов газообмена посредством рециркуляции остается эффективным способом повысить экологичность и экономичность двигателя.
Установка ДМРВ на другие двигатели
ДМРВ, применяемый на двигателях ВАЗ, возможно установить и на некоторые другие отечественные моторы, такие как:
- ЗМЗ-405
- УМЗ-421
- А01
Это позволит реализовать на них систему рециркуляции отработавших газов, повысить экологичность и оптимизировать рабочий процесс.
Плюсы и минусы Евро-2
Переход с Евро-1 на Евро-2 (вместе с появлением ДМРВ) дал следующие преимущества автомобилям ВАЗ:
- Меньшее содержание СО и NOx
- Улучшение топливной экономичности
Однако имелись и недостатки:
- Снижение максимальной мощности
- Усложнение конструкции системы выпуска
ДМРВ и нейтрализатор
ДМРВ и нейтрализатор (каталитический конвертер) - разные по конструкции, но взаимосвязанные по функциям элементы одной выхлопной системы.
ДМРВ снижает содержание вредных веществ "на входе", а нейтрализатор дожигает их "на выходе". Оптимальная работа одного компонента положительно сказывается на другом.
Датчики ДМРВ
Работа ДМРВ контролируется по датчикам:
- Положения дроссельной заслонки
- Температуры и массового расхода воздуха
- Абсолютного и относительного давления
Они являются важной частью общей системы управления двигателем, позволяющей оптимизировать состав смеси.
Ресурс работы ДМРВ
При штатной эксплуатации в нормальных условиях ресурс работы ДМРВ составляет 150-200 тысяч километров пробега автомобиля. Это ориентировочный срок, по истечении которого рекомендуется замена ДМРВ на новый.
Фактический ресурс зависит от качества деталей, условий эксплуатации, своевременности ТО и других факторов. При появлении неисправностей замена требуется досрочно.
Признаки неисправного ДМРВ
Основные признаки неработоспособного или неисправного ДМРВ:
- Двигатель "душит", не развивает обороты
- Повышенный расход топлива
- Детонация и "пробуксовка" турбины
- Мигание лампы "Check engine"
При подозрении на поломку ДМРВ нужно провести диагностику с помощью сканера (чтение кодов ошибок) и более глубокое техническое обслуживание.
Профилактика и уход
Для продления срока службы ДМРВ рекомендуется:
- Регулярно менять воздушный фильтр
- Использовать качественное моторное масло
- Не эксплуатировать автомобиль с перегревом ДВС
Это позволит предотвратить загрязнение и закоксовывание деталей ДМРВ продуктами неполного сгорания топлива.
Безопасность при обслуживании
При любых работах с ДМРВ следует соблюдать меры безопасности:
- Использовать защитные очки и перчатки
- Соблюдать осторожность при работе с горячим двигателем
- Выполнять правила эксплуатации инструмента и оборудования