22 ноября 2023 года мощный атомный ледокол "Сибирь" в очередной раз покинул порт Мурманска, чтобы отправиться в сложнейший арктический рейс. Этот уникальный корабль, оснащенный самыми современными технологиями, снова готов преодолевать многометровые льды Северного Ледовитого океана. Куда направится "Сибирь" на этот раз и с какой важной миссией? Читайте в нашем материале.
История создания ледокола "Сибирь"
Ледокол "Сибирь" является вторым серийным судном проекта 22220. Он был заложен 26 мая 2015 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Через два года, 22 сентября 2017 года, ледокол "Сибирь" был спущен на воду.
Спуск на воду состоялся 22 сентября 2017 года [2] [3].
Изначально планировалось, что "Сибирь" вступит в строй в 2019 году. Однако в процессе строительства сроки несколько сдвинулись.
- 12 июля 2017 года новым сроком ввода в эксплуатацию стал 2021 год [7] [8].
- На церемонии спуска на воду сроком сдачи был назван ноябрь 2020 года [9].
В итоге 24 декабря 2021 года ледокол "Сибирь" был официально передан заказчику – ФГУП "Атомфлот" [1]. А уже 25 января 2022 года атомоход торжественно вошел в состав ФГУП "Атомфлот" в порту Мурманска.
Технические характеристики
Ледокол "Сибирь" способен преодолевать льды толщиной до 2,8 метра со скоростью 1,5-2 узла. Его водоизмещение по КВЛ составляет 26771 тонну [15].
Особенностью ледокола является его двухосадочность. Это позволяет ему работать как в океане, так и в устьях полярных рек:
- При глубокой осадке (10,5 м) ледокол способен преодолевать толстый морской лед.
- При мелкой осадке (8,5 м) он может заходить в мелководные участки рек.
Таким образом, "Сибирь" фактически заменяет сразу два ледокола – океанический и речной.
Энергетическая установка
Мощность энергетической установки ледокола "Сибирь" составляет 60 МВт. В ее состав входят:
- Два ядерных реактора РИТМ-200.
- Два турбогенератора.
- Три гребных электродвигателя.
Компонент | Количество |
Ядерные реакторы РИТМ-200 | 2 |
Турбогенераторы | 2 |
Гребные электродвигатели | 3 |
Запаса обогащенного урана в активной зоне реакторов хватает на 7 лет автономной работы. Расчетный срок службы реакторов – 50 лет.
Винто-рулевая группа
Для движения во льдах ледокол "Сибирь" оснащен тремя четырехлопастными винтами диаметром 6,2 метра каждый. Лопасти винтов выполнены из прочной легированной стали, устойчивой к ударам о лед.
Рулевое устройство ледокола позволяет эффективно маневрировать при движении как в открытой воде, так и во льдах. Для этого используются два специальных руля с усиленной конструкцией.
Несущая способность и автономность
Благодаря водоизмещению в 26771 тонну ледокол "Сибирь" обладает высокой несущей способностью. Он может самостоятельно проводить во льдах крупнотоннажные суда:
- Танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн.
- Газовозы и другие транспортные суда.
Автономность ледокола составляет 6 месяцев непрерывной работы. Этого времени достаточно, чтобы совершить сложный переход через всю Арктику туда и обратно.
Экипаж и системы жизнеобеспечения
Несмотря на гигантские размеры, ледоколом "Сибирь" управляет сравнительно небольшой экипаж из 72 человек. Для комфорта экипажа на борту оборудованы:
- Просторная столовая.
- Библиотека.
- Салон отдыха.
- Тренажерный зал.
- Плавательный бассейн.
- Сауна.
Такие условия позволяют выдерживать длительные арктические рейсы.
Ледовые испытания
После завершения на Балтийском заводе в декабре 2021 года, ледокол "Сибирь" прошел ледовые испытания в Западной Арктике. Целью испытаний была проверка ледопроходимости атомохода в реальных условиях:
- Был сформирован лед толщиной 2,4 метра.
- Ледокол успешно преодолел этот лед со скоростью 1,5-2 узла.
Таким образом, была подтверждена способность "Сибири" покорять арктические льды заявленной толщины 2,8 метра.
Работа ледокола в Арктике
После ввода в эксплуатацию и успешного прохождения испытаний ледокол "Сибирь" приступил к выполнению ответственных задач в арктических водах.
Основными зонами работы ледокола являются:
- Баренцево, Печорское и Карское моря.
- Прибрежные мелководья и устья сибирских рек, таких как Енисей и Обь.
- В летне-осенний период – восточный сектор Арктики.
Благодаря мощным ледовым характеристикам и высокой автономности, ледокол "Сибирь" способен самостоятельно проводить караваны судов по Северному морскому пути даже в самых тяжелых ледовых условиях.
Проводка каравана с СПГ в 2023 году
Особо важной стала работа ледокола "Сибирь" по обеспечению экспортных поставок сжиженного природного газа с месторождения Ямал СПГ на полуострове Ямал.
В ноябре 2023 года ледокол сопроводил из порта Сабетта караван из трех газовозов-челночных танкеров ледового класса Arc7. Маршрут каравана проходил в сложных ледовых условиях через Карское море на восток.
Благодаря поддержке ледокола "Сибирь" газовозам удалось доставить СПГ заказчикам в Южную Корею и Китай в срок и без происшествий.
Аварийно-спасательные операции
Кроме обеспечения коммерческого судоходства, на ледокол "Сибирь" возлагаются задачи по проведению аварийно-спасательных и эвакуационных операций в Арктике.
Оснащенный вертолетом и высокотехнологичным навигационным оборудованием атомоход способен:
- Быстро прибыть в район ЧС в сложных погодных условиях.
- Эвакуировать пассажиров и экипажи с аварийных судов.
- Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Таким образом, ледокол "Сибирь" является важной составляющей системы безопасности судоходства в Арктике.
Перспективы модернизации
Несмотря на отличные текущие характеристики, разработчики проекта 22220 планируют дальнейшую модернизацию ледоколов этой серии, в том числе "Сибири".
В частности, рассматривается возможность усиления корпуса и увеличения мощности энергетической установки до 110-130 МВт. Это позволит повысить ледопроходимость ледокола и расширить возможности по проводке крупнотоннажных судов.