Образ "лишнего человека" волнует умы читателей и исследователей русской литературы на протяжении почти двух веков. В чем же его феномен и почему этот тип героя до сих пор не теряет актуальности?
Истоки образа "лишнего человека"
Первые "лишние люди" появились в творчестве двух классиков русской литературы - А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Их герои - Евгений Онегин и Григорий Печорин - во многом перекликаются, хотя их разделяет всего несколько лет. Оба они разочарованы в окружающей действительности, полны скуки и хандры, циничны. При этом оба талантливы, умны и способны на глубокие размышления. Откуда же взялся этот новый тип героя-интеллигента, чуждого своей среде?
Нет, их сходства между собой гораздо меньше расстояния между Печорою и Онегою... (В.Г. Белинский)
На самом деле прообразом для "лишних людей" Пушкина и Лермонтова послужил так называемый байронический герой - персонаж произведений английского поэта-романтика Джорджа Байрона. Это тоже человек, разочарованный в жизни, полный пессимизма и циничных размышлений. Он бунтует против условностей светского общества, противопоставляет себя толпе. Такой герой появляется, например, в поэмах Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда" и "Корсар".
Онегин и Печорин унаследовали от байроновского героя его индивидуализм, противопоставление себя другим. Но в отличие от бунтаря-романтика, четко разделяющего добро и зло, они воспринимают мир более прагматично. И в этом уже виден реализм нового литературного направления.
Кто такой "лишний человек"
Итак, каким же является этот "лишний человек" и почему так назван?
- Это представитель высших классов, аристократ или дворянин.
- Образованный, начитанный, способный к глубоким философским размышлениям.
- Не приемлет ценности и условности светского общества, к которому принадлежит.
- Испытывает хандру, скуку, разочарование в жизни, что ведет его к внутреннему кризису.
- Социально пассивен, не стремится к карьере или службе на благо общества.
Почему такой человек оказывается "лишним"? Во-первых, он как бы выпадает из своего сословия, отвергает его ценности. Во-вторых, бунт его носит внутренний характер и не приводит к каким-либо внешним переменам или действиям. Поэтому его талант, способности оказываются невостребованными.
Евгений Онегин | Дворянин, житель Санкт-Петербурга |
Григорий Печорин | Офицер русской армии, сосланный на Кавказ |
Несмотря на разный социальный статус, оба героя олицетворяют тип "лишнего человека" своей эпохи.
Дальнейшая эволюция образа
Во второй половине XIX века тема "лишнего человека" получает широкое распространение в русской литературе. Ее развивают И.С. Тургенев в романах "Рудин", "Накануне", И.А. Гончаров в знаменитом "Обломове", Н.Г. Чернышевский в "Что делать?". При этом образ претерпевает некоторую эволюцию. Если у Пушкина и Лермонтова "лишние люди" еще сохраняют романтический ореол, то в произведениях середины века они подвергаются резкой критике за пассивность, бездействие, отсутствие общественных идеалов.
"Лишние люди" изображаются как балласт, мешающий движению России вперед. Они сами осознают свою "лишность" и не находят себе места в жизни. Вот почему образ приобретает трагические черты.
Особняком стоят "лишние люди" произведений Ф.М. Достоевского. Это герои-идеологи, такие как Раскольников, Ипполит, Кириллов. Их отличает крайний индивидуализм, презрение к "толпе", стремление доказать свою исключительность. Их идеи носят бунтарский характер и опасны для общества в целом.
Таким образом, к концу века "лишние люди" образуют в литературе целую галерею. Среди их общих черт - интеллигентность, образованность, склонность к рефлексии и внутренний разлад с общественными нормами.
Образ "лишнего человека" в XX веке
"Лишние люди" не исчезают в литературе и в XX веке, однако их образ претерпевает изменения. В эпоху революций и потрясений они утрачивают индивидуалистические черты и приобретают новые.
Революция и Гражданская война
События 1917 года заставляют многих "лишних" определить свою позицию. Часть из них поддерживает революцию и уходит на фронты Гражданской войны. На их месте появляется новый тип "лишнего человека" - разочаровавшийся в революционных идеалах мечтатель.
Такие герои есть, например, у А.Н. Толстого в романах "Хождение по мукам" и "Сестры". Это - порядочные, высоконравственные люди, для которых чужды классовая борьба и насилие. Их мирный идеализм обречен в жестоких условиях Гражданской войны.
"Кто такой лишний человек" в советской литературе
В советский период появляется новый вариант "лишнего человека" - герой, чуждый социалистическому строю. У него нет места в новом обществе, его ценности, интересы, судьба вступают в конфликт с эпохой.
В романе М.А. Булгакова "Белая гвардия" таким оказывается Алексей Турбин. В повести Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69" - бывший офицер Воронин. Ю.Трифонов в романе "Другая жизнь" показывает "лишнего" на фоне послевоенного сталинизма.
Такой конфликт с новой эпохой выводит образ "лишнего человека" на новый уровень трагизма. Теперь речь идет уже не о внутреннем разладе, а о реальном историческом противостоянии.
"Лишний человек" в эпоху "оттепели"
В 1950-60е годы в условиях "оттепели" литература снова обращается к проблеме одиночества человека перед лицом истории. Герои произведений этого времени осознают масштаб трагедии страны в предшествующие десятилетия. Их рефлексия и страдания от невозможности что-либо изменить роднит их с "лишними людьми" прошлых эпох.
Яркие примеры - Дмитрий Гордеев в повести В. Дудинцева "Не хлебом единым", Иннокентий Володин в "Иване" В. Богомолова, Лопаткин в рассказе В.Шукшина "Срезал". Они не могут по-настоящему, до конца раскрыть и реализовать себя в условиях существующего режима, что и делает их в некотором смысле "лишними".
Лишние люди в современной литературе
В современном мире с его социальными и экономическими потрясениями человек вновь ощущает себя одиноким и потерянным. Это находит отражение и в новейшей литературе рубежа XX-XXI веков.
Герои произведений Л. Петрушевской, В. Пелевина, М. Шишкина зачастую одиноки в толпе обезличенных людей, не могут найти себя в новой капиталистической реальности. Их внутренние конфликты во многом перекликаются с переживаниями "лишних людей" прошлого.
Таким образом, несмотря на все исторические перемены, тип "лишнего человека" не канул в Лету. Он меняется вместе с эпохой, но его внутренний конфликт с действительностью остается неизменным. И в этом видна надвременная ценность данного образа.