Кто такой этот самый "лишний человек"?

Образ "лишнего человека" волнует умы читателей и исследователей русской литературы на протяжении почти двух веков. В чем же его феномен и почему этот тип героя до сих пор не теряет актуальности?

Истоки образа "лишнего человека"

Первые "лишние люди" появились в творчестве двух классиков русской литературы - А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Их герои - Евгений Онегин и Григорий Печорин - во многом перекликаются, хотя их разделяет всего несколько лет. Оба они разочарованы в окружающей действительности, полны скуки и хандры, циничны. При этом оба талантливы, умны и способны на глубокие размышления. Откуда же взялся этот новый тип героя-интеллигента, чуждого своей среде?

Нет, их сходства между собой гораздо меньше расстояния между Печорою и Онегою... (В.Г. Белинский)

На самом деле прообразом для "лишних людей" Пушкина и Лермонтова послужил так называемый байронический герой - персонаж произведений английского поэта-романтика Джорджа Байрона. Это тоже человек, разочарованный в жизни, полный пессимизма и циничных размышлений. Он бунтует против условностей светского общества, противопоставляет себя толпе. Такой герой появляется, например, в поэмах Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда" и "Корсар".

Онегин и Печорин унаследовали от байроновского героя его индивидуализм, противопоставление себя другим. Но в отличие от бунтаря-романтика, четко разделяющего добро и зло, они воспринимают мир более прагматично. И в этом уже виден реализм нового литературного направления.

Кто такой "лишний человек"

Итак, каким же является этот "лишний человек" и почему так назван?

  • Это представитель высших классов, аристократ или дворянин.
  • Образованный, начитанный, способный к глубоким философским размышлениям.
  • Не приемлет ценности и условности светского общества, к которому принадлежит.
  • Испытывает хандру, скуку, разочарование в жизни, что ведет его к внутреннему кризису.
  • Социально пассивен, не стремится к карьере или службе на благо общества.

Почему такой человек оказывается "лишним"? Во-первых, он как бы выпадает из своего сословия, отвергает его ценности. Во-вторых, бунт его носит внутренний характер и не приводит к каким-либо внешним переменам или действиям. Поэтому его талант, способности оказываются невостребованными.

Евгений Онегин Дворянин, житель Санкт-Петербурга
Григорий Печорин Офицер русской армии, сосланный на Кавказ

Несмотря на разный социальный статус, оба героя олицетворяют тип "лишнего человека" своей эпохи.

Портрет лишнего человека

Дальнейшая эволюция образа

Во второй половине XIX века тема "лишнего человека" получает широкое распространение в русской литературе. Ее развивают И.С. Тургенев в романах "Рудин", "Накануне", И.А. Гончаров в знаменитом "Обломове", Н.Г. Чернышевский в "Что делать?". При этом образ претерпевает некоторую эволюцию. Если у Пушкина и Лермонтова "лишние люди" еще сохраняют романтический ореол, то в произведениях середины века они подвергаются резкой критике за пассивность, бездействие, отсутствие общественных идеалов.

"Лишние люди" изображаются как балласт, мешающий движению России вперед. Они сами осознают свою "лишность" и не находят себе места в жизни. Вот почему образ приобретает трагические черты.

Особняком стоят "лишние люди" произведений Ф.М. Достоевского. Это герои-идеологи, такие как Раскольников, Ипполит, Кириллов. Их отличает крайний индивидуализм, презрение к "толпе", стремление доказать свою исключительность. Их идеи носят бунтарский характер и опасны для общества в целом.

Таким образом, к концу века "лишние люди" образуют в литературе целую галерею. Среди их общих черт - интеллигентность, образованность, склонность к рефлексии и внутренний разлад с общественными нормами.

Революционный Петербург

Образ "лишнего человека" в XX веке

"Лишние люди" не исчезают в литературе и в XX веке, однако их образ претерпевает изменения. В эпоху революций и потрясений они утрачивают индивидуалистические черты и приобретают новые.

Революция и Гражданская война

События 1917 года заставляют многих "лишних" определить свою позицию. Часть из них поддерживает революцию и уходит на фронты Гражданской войны. На их месте появляется новый тип "лишнего человека" - разочаровавшийся в революционных идеалах мечтатель.

Такие герои есть, например, у А.Н. Толстого в романах "Хождение по мукам" и "Сестры". Это - порядочные, высоконравственные люди, для которых чужды классовая борьба и насилие. Их мирный идеализм обречен в жестоких условиях Гражданской войны.

"Кто такой лишний человек" в советской литературе

В советский период появляется новый вариант "лишнего человека" - герой, чуждый социалистическому строю. У него нет места в новом обществе, его ценности, интересы, судьба вступают в конфликт с эпохой.

В романе М.А. Булгакова "Белая гвардия" таким оказывается Алексей Турбин. В повести Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69" - бывший офицер Воронин. Ю.Трифонов в романе "Другая жизнь" показывает "лишнего" на фоне послевоенного сталинизма.

Такой конфликт с новой эпохой выводит образ "лишнего человека" на новый уровень трагизма. Теперь речь идет уже не о внутреннем разладе, а о реальном историческом противостоянии.

"Лишний человек" в эпоху "оттепели"

В 1950-60е годы в условиях "оттепели" литература снова обращается к проблеме одиночества человека перед лицом истории. Герои произведений этого времени осознают масштаб трагедии страны в предшествующие десятилетия. Их рефлексия и страдания от невозможности что-либо изменить роднит их с "лишними людьми" прошлых эпох.

Яркие примеры - Дмитрий Гордеев в повести В. Дудинцева "Не хлебом единым", Иннокентий Володин в "Иване" В. Богомолова, Лопаткин в рассказе В.Шукшина "Срезал". Они не могут по-настоящему, до конца раскрыть и реализовать себя в условиях существующего режима, что и делает их в некотором смысле "лишними".

Лишние люди в современной литературе

В современном мире с его социальными и экономическими потрясениями человек вновь ощущает себя одиноким и потерянным. Это находит отражение и в новейшей литературе рубежа XX-XXI веков.

Герои произведений Л. Петрушевской, В. Пелевина, М. Шишкина зачастую одиноки в толпе обезличенных людей, не могут найти себя в новой капиталистической реальности. Их внутренние конфликты во многом перекликаются с переживаниями "лишних людей" прошлого.

Таким образом, несмотря на все исторические перемены, тип "лишнего человека" не канул в Лету. Он меняется вместе с эпохой, но его внутренний конфликт с действительностью остается неизменным. И в этом видна надвременная ценность данного образа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество