Подростковый возраст - время перемен, поиска себя и экспериментов. Какая деятельность в это непростое время может стать для ребенка ведущей, определяющей вектор его развития? Давайте разберемся.
Определение ведущей деятельности в подростковом возрасте
Ведущая деятельность - это такая деятельность ребенка, которая определяет наиболее существенные изменения в его психологическом развитии. У подростков нет единого мнения о том, какая именно деятельность может считаться ведущей. Рассмотрим основные подходы.
Подход Д.Б. Эльконина: общение со сверстниками
По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками. В этом возрасте ребята активно экспериментируют с отношениями с другими людьми: ищут друзей, вступают в конфликты, меняют компании.
Общение в подростковом возрасте отличается следующими характеристиками:
- Направлено на поиск близких по духу людей и глубокое взаимопонимание;
- Основано на "кодексе товарищества", разделяемых ценностях и правилах;
- Включает совместную деятельность, обсуждение общих интересов.
По мере взросления мотивы общения меняются:
- 10-11 лет: быть частью группы сверстников, заниматься общим делом.
- 12-13 лет: занять определенное положение в группе.
- 14-15 лет: обрести автономию и признание собственной индивидуальности.
Такое общение играет важную роль в становлении личности и формировании самосознания. Через взаимодействие с другими подросток усваивает моральные нормы и ценности.
Позиция Д.И. Фельдштейна: общественно-полезная деятельность
Другой ученый, Д.И. Фельдштейн, считает ведущей в подростковом возрасте "общественно-полезную деятельность" . Это может быть:
- Учебно-познавательная деятельность;
- Трудовая;
- Общественная;
- Художественная;
- Спортивная.
Главное, чтобы она была значима для других людей и всего общества. Ее мотивом является возможность проявить самостоятельность и личную ответственность. Такая деятельность есть и у младших школьников, но у подростков она принимает более развернутый характер.
Отношение к общественно-полезной деятельности с возрастом меняется:
9-10 лет | Появляется стремление к самоутверждению и признанию взрослыми |
10-11 лет | Важно получение оценки своих возможностей от других людей |
12-13 лет | Актуализируется потребность в признании прав и включении во "взрослое" общество |
14-15 лет | Возникает стремление проявить и реализовать свои возможности, занять определенную социальную позицию |
Такая деятельность очень важна для психического развития и социализации подростка.
Проектная деятельность по К.Н. Поливановой
Еще один распространенный взгляд - проектная деятельность как ведущая. Его представляет К.Н. Поливанова.
Проектная деятельность подразумевает реализацию авторского замысла подростка от начала и до конца. Это позволяет ему проявить и воплотить свою индивидуальность. Например, придумать идею социального проекта и воплотить ее в жизнь. Или создать собственный сайт, видеоканал и т.п.
Во время работы над проектами подростку нужна помощь взрослого. Но такое наставничество должно быть ненавязчивым. Главная роль - за автором проекта.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте это обучение?
Какая ведущая деятельность в подростковом возрасте - вопрос дискуссионный. Рассмотрим аргументы в пользу обучения.
Во-первых, именно образовательная деятельность развивает интеллектуальную сферу личности. Приобретаются академические знания, формируются учебные навыки и умения. А это важный фундамент будущей жизни.
Во-вторых, успешное обучение дает подростку ощущение собственной компетентности и эффективности. А это важно для здорового самоуважения и адекватной самооценки.
В-третьих, именно через систематическое глубокое обучение подросток готовится к будущей профессиональной самореализации в обществе. Обретение профессии - важнейшая задача юношеского возраста.
И наконец, образование открывает горизонты для интеллектуального и личностного роста. Этот процесс может стать увлекательным приключением.
Конечно, возможны и другие варианты ведущей деятельности в подростковом возрасте. В реальности она часто носит многоплановый характер, сочетая в себе разные компоненты. Например, обучение в школе и внеурочную творческую деятельность. Главное - чтобы между этими сферами был баланс, и они гармонично дополняли друг друга.
Организация обучения как ведущей деятельности подростка
Чтобы сделать обучение по-настоящему ведущей и эффективной деятельностью в подростковом возрасте, необходимо правильно ее организовать.
Рекомендации родителям
- Создать дома условия, благоприятные для учебы;
- Обсуждать с подростком учебный процесс, демонстрировать к нему интерес и уважение;
- Поощрять образовательную активность, но не давить;
- При необходимости помогать в поиске репетиторов и курсов;
- Следить за соблюдением режима труда и отдыха.
Советы педагогам
- Выстраивать процесс обучения с опорой на интересы и потребности подростков;
- Давать им возможность проявить самостоятельность в учебных проектах;
- Поощрять любознательность и исследовательский подход;
- Устраивать интеллектуальные соревнования и олимпиады.
Как мотивировать
Чтобы подросток с интересом и энтузиазмом занимался образовательной деятельностью, его нужно правильно мотивировать. Вот несколько способов это сделать:
- Демонстрировать личный пример увлеченности знаниями и саморазвитием.
- Обсуждать перспективы профессиональной самореализации.
- Привлекать к решению актуальных практических задач.
- Устраивать интеллектуальные соревнования с поощрением победителей.
Возможные трудности
Реализация обучения в качестве ведущей деятельности подростка не всегда проходит гладко. Могут возникать следующие трудности:
- Недостаток учебной мотивации и интереса;
- Перегрузки и нарушение режима труда и отдыха;
- Несоответствие стандартных программ образовательным потребностям конкретного подростка;
- Недостаток компетентности и чуткости со стороны педагогов;
- Отсутствие поддержки и понимания в семье.
Чтобы преодолеть эти трудности, необходим индивидуальный подход с учетом запросов и возможностей подростка. Также важна совместная слаженная работа педагогов и родителей по созданию максимально благоприятных условий.
Альтернативные варианты ведущей деятельности
Хотя обучение имеет большой потенциал в качестве ведущей деятельности подростков, существуют и другие варианты, которые тоже могут претендовать на эту роль. Рассмотрим некоторые из них.
Творческая деятельность
Творческая реализация через музыку, танцы, живопись, литературное или техническое творчество может стать для подростка смыслообразующей. В процессе создания авторских произведений ребенок обретает уникальный личный опыт самовыражения.
Для полноценной реализации творческого потенциала важно:
- Создать благоприятную поддерживающую атмосферу дома и в школе;
- Предоставить доступ к необходимым инструментам и материалам;
- Записать на занятия в профильные кружки и студии;
- Регулярно демонстрировать интерес к творчеству ребенка и обсуждать его;
- Организовывать выставки и концерты для презентации результатов.
Социальные проекты
Еще один мощный вариант самореализации для современных подростков - разработка и запуск собственных социальных проектов. Это позволяет проявить инициативу, творчество, организаторские способности и ощутить свою полезность.
Для успеха таких начинаний важно:
- Помочь сформулировать социально значимую идею и продумать план реализации.
- Обеспечить доступ к необходимым ресурсам - информационным, материальным, человеческим.
- Консультировать в процессе осуществления проекта, но не подменять инициативу подростка.
- Содействовать в продвижении результатов и поиске единомышленников.
Познавательный туризм
Активные путешествия с образовательными целями также могут стать определяющим видом деятельности в подростковом возрасте. Это отличный способ раздвинуть горизонты и реализовать исследовательский интерес.
Для того чтобы подросток получил максимум пользы от такого рода туризма, рекомендуется:
- Спланировать маршрут с посещением познавательных объектов (музеев, заповедников, исторических мест);
- Подобрать и предварительно изучить информационные материалы о месте путешествия;
- Сформулировать ключевые образовательные вопросы и исследовательские задачи;
- После возвращения обсудить итоги, поделиться впечатлениями и открытиями.
Перспективы дальнейших исследований
Тема поиска ведущей деятельности, оптимальной для развития подростка, остается открытой. Ученым и практикам предстоит продолжить изучение этого вопроса. Перспективные направления включают:
- Дальнейшее уточнение критериев выбора ведущей деятельности применительно к подростковому возрасту;
- Исследование гендерных и индивидуально-типологических особенностей этого выбора;
- Разработка образовательных программ, методик и технологий сопровождения ведущей деятельности подростка.
Индивидуально-типологические особенности выбора
При поиске ведущей деятельности для конкретного подростка важно учитывать его индивидуальные особенности:
- Склонности и одаренность в определенных областях (спорт, творчество, лидерство и т.д.);
- Ценностные приоритеты и мечты о будущем;
- Уровень развития когнитивной и эмоционально-волевой сфер;
- Особенности темперамента и характера.
Также нужно принимать во внимание гендерный фактор. Мальчики чаще тяготеют к техническому творчеству, спорту, исследовательской деятельности. Девочкам ближе художественное творчество, социальные проекты.
Семейный контекст и микросреда
На выбор ведущей деятельности влияют семейное окружение подростка и ближайшая микросреда.
Важные факторы:
- Ценности, принятые в семье, стиль воспитания.
- Образовательный и культурный уровень родителей.
- Наличие ресурсов для развития склонностей и талантов ребенка.
- Характер ближайшего социального окружения (двора, района и т.д.) и наличие там единомышленников.
По возможности взрослые должны расширять рамки этой микросреды, чтобы дать больше стимулов и возможностей для выбора оптимальной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение
Для облегчения поиска ведущей деятельности каждого подростка нужна комплексная система его психолого-педагогического сопровождения. Она может включать:
- Диагностику и мониторинг познавательных интересов, мотивации, одаренности и других значимых качеств;
- Консультирование подростков и их родителей по данным вопросам;
- Проектирование индивидуальных образовательных траекторий и планов развития с учетом выявленных особенностей и возможностей ребенка, а также контекста его жизни;
- Содействие в реализации этих планов и сопровождение.
Значение ведущей деятельности для будущего
То, какой именно деятельностью увлечен подросток, во многом определяет направление его дальнейшего развития и будущего жизненного пути.