Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно в детском саду. Однако плач по утрам – распространенная проблема для многих семей. В этой статье мы разберемся в причинах детских слез, дадим ценные советы родителям и расскажем, как облегчить адаптацию малыша.
1. Причины детского плача в садике
Существует несколько основных причин, по которым ребенок плачет в детском саду:
- Типология детей по адаптивности: Хорошо адаптируемые дети открыты и дружелюбны, быстро привыкают к новой обстановке. Средне адаптируемые плачут только в первый день, затем привыкают. Плохо адаптируемые очень привязаны к родителям и плачут постоянно.
- Объективные факторы: Непривычный режим дня и ранние подъемы. Ослабленное здоровье и частые инфекции. Недостаток внимания и общения в большом коллективе. Конфликты с другими детьми.
- Влияние родителей: Тревога и нерешительность мамы при расставании пугает и настораживает ребенка.
Давайте подробнее разберем эти причины.
Типология детей по адаптивности
Психологи выделяют три типа детей в зависимости от того, как они адаптируются в новых условиях:
- Хорошо адаптируемые. Это общительные и дружелюбные дети, которые легко идут на контакт. В садике они чувствуют себя уверенно и не плачут.
- Средне адаптируемые. Большинство детей относится к этой категории. Они плачут только в первый день, а затем постепенно привыкают к новой обстановке.
- Плохо адаптируемые. Это сильно привязанные к родителям дети. Они плачут каждый раз, когда идут в садик, и не могут к нему привыкнуть даже спустя месяцы.
Легче всего адаптируются сангвиники и холерики. Сложнее всего переживают расставание с близкими меланхолики и флегматики.
Объективные факторы
Кроме психологических особенностей ребенка, на его плач могут влиять внешние объективные обстоятельства.
Во-первых, это резкая смена привычного режима дня. Ранние подъемы, необходимость собираться в садик в любую погоду – все это стресс для маленького организма. Ребенок может просто уставать и раздражаться от перегрузок.
Во-вторых, частые инфекционные заболевания. В садах циркулирует множество вирусов, с которыми иммунитет малыша еще не сталкивался. Недомогание и плохое самочувствие тоже провоцируют слезы и капризы детей.
В-третьих, недостаток персонального внимания в большом детском коллективе. Ребенку не хватает тепла и заботы, к которым он привык дома. Это порождает чувство одиночества и тоски.
И наконец, конфликты с другими детьми. Обидные прозвища, дразнилки или даже драки могут вызывать стресс и нежелание ходить в садик.
Все эти объективные факторы усугубляют психологическую нагрузку на ребенка в период адаптации к детскому саду. И зачастую приводят к тому, что ребенок плачет в детском саду.
Влияние родителей
Настроение ребенка утром перед расставанием во многом зависит от поведения родителей. Тревога и нерешительность мамы, ее повышенная эмоциональность в момент прощания тоже могут спровоцировать детские слезы.
Ребенок очень тонко улавливает состояние матери и как бы проецирует ее чувство на себя.
Если мама начинает плакать или долго не может уйти, малышу кажется, что его бросают в страшном и опасном месте. Этим объясняется его реакция в виде плача и истерик при расставании.
Таким образом, существует множество разных причин детских слез в детском саду. Давайте теперь разберемся, какие ошибки нельзя допускать родителям в такой ситуации.
2. Ошибки родителей
К сожалению, многие мамы и папы в попытке решить проблему детского плача по утрам совершают типичные ошибки, которые только усугубляют ситуацию.
Вот что нельзя делать, когда ребенок плачет в садике:
- Ругать его или требовать перестать плакать.
- Оставлять дома из-за нежелания идти в сад.
- Высмеивать или не воспринимать всерьез детские страхи расставания.
- Пугать тем, что оставят в садике навсегда, если будет плакать.
- При ребенке критиковать воспитателей или условия в группе.
Объясним почему.
Нельзя ругать ребенка за плач
Если вы будете агрессивно реагировать на детские слезы, это только напугает малыша и усилит его страхи.
Кроме того, требование "не плакать" для ребенка абсолютно бессмысленно. Он плачет не потому, что хочет вас позлить. А потому, что не может справиться сам с возникшей трудной ситуацией психологического дискомфорта.
Нельзя оставлять дома из-за плача
Если вы не будете водить ребенка в сад из-за его слез и капризов, то только закрепите у него стойкую ассоциацию:
Садик = наказание, которое можно избежать плачем
Так вы приучите малыша манипулировать вами и всегда добиваться своего капризами. Это путь в никуда, который приведет к потере контроля над ребенком.
Нельзя высмеивать детские страхи
Для маленького человека его переживания очень серьезны и значимы. Высмеивание этих чувств или их игнорирование глубоко травмирует ребенка.
Ему важно чувствовать поддержку и защиту старших в стрессовой ситуации. Осмеянный страх такой защиты не дает, а только усугубляет эмоциональное потрясение и желание реветь.
Таким образом, избегайте этих распространенных ошибок, если хотите помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду без слез.
3. Психологическая подготовка к садику
Чтобы облегчить адаптацию ребенка в детском саду, его нужно заранее психологически подготовить к предстоящим переменам в жизни.
Рассказывать о пользе садика
За несколько месяцев до начала посещений полезно рассказывать малышу о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети и почему это важно.
Объясните, что в садике он сможет подружиться с другими ребятами, интересно играть и многому научиться. Так ребенок будет психологически готов к этому событию заранее.
Посещать разные садики вместе
Хорошо, если до официального зачисления вы вместе со своим малышом сходите посмотреть несколько разных детских садов.
Это поможет сформировать у ребенка положительный настрой и ощущение, что all is normal с этими заведениями. Постепенно они перестанут ассоциироваться с чем-то пугающим и непонятным.
Приучать к режиму постепенно
Если раньше ребенок все время был дома, начинайте постепенно приучать его к режиму детского сада.
Понемногу сдвигайте время сна и подъема, выводите на прогулки в любую погоду. Так организм и психика будут готовы к переменам, и стресс в садике не будет таким сильным.
Объяснять смысл расставания
Очень важно не просто сказать ребенку, что его будут водить в садик. Необходимо объяснить, зачем родители его там оставляют и почему потом забирают обратно.
Успокойте малыша, что вы не бросите его там навсегда. Расскажите, что папа и мама тоже в это время будут работать. И вечером все встретитесь снова дома.
Давать четкие временные ориентиры
Чтобы ребенок точно знал, когда за ним придут, не говорите абстрактно "скоро". Обозначьте конкретный ориентир по времени или событию.
Например: "Я приду после твоего дневного сна" или "Заберу тебя после обеда". Так будет понятно, что родители не забыли и обязательно вернутся.
4. Формирование самостоятельности
Очень важный момент, который поможет ребенку легче пройти адаптацию в садике, - это развитие его самостоятельности.
Учить одеваться и раздеваться
Если ребенок не умеет самостоятельно одеваться, ему будет очень сложно в детском саду. Поэтому заранее научите его этому:
- Показывайте, как правильно надевать колготки, футболку, штанишки.
- Хвалите за попытки и не ругайте, если что-то наденет не так.
- Выделяйте на одевание больше времени, не делайте это в спешке.
Учить есть самостоятельно
Также важно научить ребенка есть самому, без посторонней помощи. Для этого:
- Купите малышу тарелку, ложку и вилку по размеру его руки.
- Давайте ему еду небольшими порциями, чтобы точно съел.
- Терпеливо ждите, пока он сам себя накормит.
Приучать ходить на горшок
Контроль над физиологическими отправлениями тоже важен для комфорта ребенка в садике. Чтобы научить его пользоваться туалетом:
- Ставьте горшок в доступном месте и регулярно сажайте на него малыша.
- Хвалите, если получилось сделать по-маленькому или по-большому.
- Не ругайте, если случаются "происшествия", спокойно устраняйте последствия.
Игры на знакомство и общение
Чтобы ребенку было проще заводить друзей в коллективе садика, поиграйте с ним в ролевые игры на знакомство и общение.
Разыгрывайте диалоги, показывайте, как правильно здороваться, прощаться, обращаться с просьбой к другим детям или воспитателям.
Поощрять инициативу
Важно развивать в ребенке уверенность в себе и поддерживать даже самые минимальные проявления детской инициативы и самостоятельности.
Хвалите, когда он что-то предлагает сделать сам, старается выполнить какую-то задачу без вашей помощи. Так малыш постепенно обретет веру в собственные силы.