Масленица представляет собой один из элементов восточнославянской традиции проводов зимы, сочетающийся с народными гуляниями и употреблением блинов с маслом. Но в этом празднике причудливым образом соединились языческое и христианское верования. Так, в церковной практике существует Мясоед – неделя, во время которой можно есть мясо и Сырная неделя, соответствующая Масленице, но уже без употребления мясных продуктов.
Когда начинается масленичная неделя
Празднование Масленицы предшествует началу Великого поста перед Пасхой. А так как дата Пасхи плавающая, то и Масленицу празднуют в разные дни. В 2018 году она отмечалась с 12 по 18 февраля, а в 2019 году намечена на период с 4 по 10 марта. Масленица является аналогом карнавалов, проводимых в странах Европы.
В эпоху, предшествующую распространению у славянских народов христианства, празднование Масленицы было привязано к весеннему равноденствию, которое являлось началом нового года по солнечному календарю. В северном полушарии оно соответствует дню 20 марта. Масленичная неделя по дням недели имеет разные названия, в эти дни проходят разные мероприятия.
Программа и названия праздника
В программу праздника входят массовые гуляния, поедание блинов, лепешек. А представители белорусского и украинского народов готовят также вареники, сырники и проводят обряд, называемый «колодки». Во время его осуществления девушкам и неженатым хлопцам к ноге привязывается колода или какой-либо другой предмет, что означает порицание того, что они не заключили брак в положенное им время.
Масленичная неделя имеет большое количество названий, например, таких, как: Прожорная, Мясная, Объедуха, Масленая полизуха, Молочная. При всем их разнообразии они отражают такой важный момент праздника, как насыщение вкусными и питательными продуктами перед Великим постом.
Три стороны Масленицы
Символом праздника является чучело Масленицы, которое сжигается на костре. Эта традиция навевает ассоциации с мифом о языческом божестве, которое периодически умирает и рождается вновь. Существовала и другая сторона праздника.
Сама кукла – это воплощение плодородия и плодовитости, пепел, остающийся после ее сожжения, разбрасывался по полям, что должно было способствовать повышению их урожайности. Это в полной мере относилось и к верованиям о том, что повышается и плодовитость у семейных пар. Тем самым подчеркивалась важность института брака.
Третью сторону Масленичной недели характеризовало такое направление, как поминальное. Оно выражалось в присутствии таких элементов тризны, как скачки и кулачные бои. По мнению некоторых фольклористов, блины, поедаемые во время обильных трапез, являлись самой что ни на есть поминальной пищей, а не символом солнца, как это принято считать.
В наше время Масленичная неделя воплотила в себе древние языческие и христианские традиции, так как связана не только с чучелом Масленицы, но и с Великим постом и Прощеным воскресеньем.
Подготовка – «Малая Масленка»
Перед описанием Масленичной недели кратко рассмотрим подготовку к ней. В некоторых местностях ее начинали на предшествовавшей неделе, которую называли «Пестрой». Так, в субботний день заранее пекли блины. Ребятишки с блинами «седлали» кочергу и, бегая по огороду, призывали зиму убираться, а лето - приближаться.
В субботу же начинали отмечать «Малую Масленку». Дети, бегая по деревне, подбирали выброшенные лапти. Когда с базара с покупками возвращались взрослые, у них спрашивали, везут ли они Масленицу. Если ответ был отрицательным, дети били их лаптями.
В воскресенье, непосредственно предшествующее Масленичной неделе, которое получило название «Мясное», посещали родственников, друзей и соседей, приглашая их в гости на Масленицу. А тесть звал зятя, чтобы «доедать барана» и заговляться на сыр и на масло, то есть употреблять скоромную пищу.
Названия дней недели: общая информация
Масленичная неделя перед постом делится на две части, первую из них называют «Узкой Масленицей», а вторую – «Широкой». В первую часть входят первые три дня, а во вторую – последние четыре. Первые три дня разрешалось заниматься хозяйством, а завершающие нужно было полностью посвятить празднику. Народ дал название дням масленичной недели – каждому в отдельности. Рассмотрим их подробно.
Встреча в понедельник
Понедельник назывался «Встреча». Утро понедельника – это начало «Узкой Масленицы». Как и каждый день Масленичной недели, он имел свои особенности.
Свекровь со свекром отправляли невестку к ее матери и отцу на один день. А вечером и сами шли к ним в гости. Там уточнялось время проведения гуляний и состав приглашенных. К этому моменту обычно завершалась постройка качелей, балаганов и снежных горок.
Начинался процесс выпечки блинов. Как правило, первый блин отдавали бедным людям для поминовения усопших. Из старых носильных вещей и соломы делали чучело Масленицы, насаживали его на кол, клали в сани и возили по улицам. Иногда по деревне водили корову, на которую надевали лапти.
В белорусских селах существовала игра, называвшаяся «Похороны Деда». При ее проведении в доме ставился гроб с соломенным чучелом, которое оплакивалось, как живой человек. После этого гроб несли на кладбище, закапывали в солому и поджигали.
Масленичные смотрины
Вторник носит название «Заигрыши». Во второй день Масленичной недели проводились смотрины для невест, которым предшествовало сватовство. Их приурочивали к Масленице для того, чтобы по прошествии Великого поста, в первое воскресенье после Пасхи (на Красную горку), отпраздновать свадьбу. Молодые люди отправлялись покататься с гор и поесть блинов, приглашали с собой родных и знакомых.
Жирная среда
Среду прозвали «Лакомкой». Еще одно ее название «Скоромная среда», то есть день, в который употребляется скоромная пища. Слово «скоромный» происходит от древнеславянского «скором», что буквально значит «жир». В среду зять шел в гости к теще, чтобы полакомиться блинами, которые она испекла специально для него. Тем самым она проявляла к нему душевную теплоту и уважение. Помимо мужа дочери, приходили и угощались и другие гости.
Разгульный четверг
Продолжая описание каждого дня Масленичной недели, хочется особо отметить четверг. Он носил несколько названий, например, таких как: «Разгул», «Разгуляй-четверток», «Коляда масленая», «Широкий четверг». Именно с этого дня начиналось настоящее, широкое празднование, так как вся хозяйственная деятельность приостанавливалась. Начинались различные потехи, кулачные бои, катание на лошадях – верхом и в санях. Главной забавой в четверг являлось сражение за снежный городок.
В этот день повсеместно разжигались костры, через которые совершались ритуальные прыжки. Празднество сопровождалось масленичными песнями, в которых описывались события народных гуляний. По деревням возили соломенного коня, его на ночь заливали водой, чтобы он замерз и приобрел твердость, а также водили живую козу с накинутым на голову нарядным платком.
С особым азартом потешались молодые парни. Они пугали прохожих, разрисовывая себе лица сажей, засыпали ворота снегом, подпирали бревнами входные двери в дома, наряжались в шубы, вывернутые наизнанку, затаскивали телеги на крыши сараев.
С четверга начинали петь коляду, когда народ ходил по дворам с балалайками, бубнами, другими музыкальными инструментами. За поздравление хозяев с праздником исполнители награждались деньгами и чаркой с вином. Обычно все мероприятия завершались шумными застольями.
Ответный визит тещи
Пятницу именовали «Тещины вечерки», так как при ее наступлении теща приходила к дочери и ее мужу – своему зятю – в гости с ответным визитом. Теперь выпечкой блинов занималась дочка. Мать приводила с собой подружек и родственников, которым зять должен был выказать свое расположение наравне с тещей.
Субботние посиделки
Суббота называлась «Золовкиными посиделками». В этот день молодые замужние женщины звали к себе в дом золовок (сестер мужа) и прочую его родню. В случае если золовка еще не вышла замуж, то невестка приводила своих подружек, которые также были незамужними. И наоборот, для замужних звали замужних же родственниц. При этом золовок одаривали подарками.
Кульминация праздника
Воскресенье называлось «Проводы» и таковыми, собственно, и являлось. Еще его именовали: «Целовальник», «Сыропустие», «Прощеное воскресенье». Оно было кульминацией всей Масленичной недели. В это время происходило заговенье, то есть воздержание от работы и угощение праздничными блюдами перед Великим постом. А также близкие люди обращались друг к другу с просьбой о прощении за возможные обиды и доставленные неприятности.
Во время вечернего богослужения в храме настоятель просил прощения у других служителей церкви и присутствующих верующих. После этого прихожане также просили прощение друг у друга, совершая поклоны. В ответ на просьбу звучало: «Бог простит».
Вечером поминали покойных родственников, посещали кладбище. Женщины в полном молчании шли туда около четырех часов вечера, отыскивали могилу, становились возле нее на колени и трижды кланялись, прося прощения у усопших. После этого на могилку клались блины и ставилась бутылка водки, а женщины так же молча отправлялись по домам.
Еще в этот день топили русскую баню. Оставшуюся от праздника еду принято было сжигать, а посуду мыть тщательным образом. В завершение всех праздничных мероприятий сжигалось чучело Масленицы, а его пепел разносился по полям.
Сжигание Масленицы
Ритуал проводов Масленицы в разных областях России имел определенные различия. Но как правило, это было сожжение чучела Масленицы. Это чучело олицетворяло собой зиму или же мифологический персонаж женского рода по имени Марена, или Морана, который в славянской традиции был связан с обрядами перманентного умирания и воскресения природы.
Куклу грузили на телегу, находившуюся во главе масленичного поезда, который порой насчитывал порядка нескольких сотен лошадей. В огонь, где горела кукла бросалась пища, предназначавшаяся к поминовению усопших – яйца, лепешки, блины. А также изготавливались маленькие куколки, которые символизировали разного рода неприятные явления. Их бросали в костер, чтобы в их лице избавиться от невзгод.
Иногда Масленицу не сжигали, а закапывали в землю. При этом организовывалась пародия на похоронную процессию, участники которой проносили по деревне чучело, помещенное в корыто, люльку или в специально сооруженный ящик-гроб. Девушка с привязанной бородой, сделанной из шерсти или пеньки, в ситцевой одежде, имитирующей ризу, изображала священника. Это мог быть и мужчина. Шествие замыкала группа плакальщиц. Этот обряд воспринимался как шуточный.
Праздник Масленицы успешно дожил до наших дней. И древнеславянские, и христианские традиции, которые он вобрал в себя, и расписание Масленичной недели соблюдаются многими россиянами. Это и выпечка блинов, и визиты к друзьям и родственникам, и сжигание чучела Масленицы. А также просьбы о прощении, церковная служба, поминовение усопших и подготовка к Великому посту. масленица - это праздник веселый, жизнеутверждающий и объединяющий.