Информация для подготовки презентации "История открытия Курской магнитной аномалии"

Добро пожаловать в аномальную зону Курской области, полную тайн и невероятных открытий. Мы узнаем увлекательную историю Курской магнитной аномалии и то, как она была найдена.

Первооткрыватель аномалии

История открытия Курской магнитной аномалии началась в 1773 году с работ известного ученого-астронома академика П.Б. Иноходцева. Он занимался определением точного географического положения городов центральной России. И в районе Курска обратил внимание на странное поведение магнитной стрелки.

Это и было началом открытия уникального природного феномена - Курской магнитной аномалии. Тогда академик еще не мог знать о грандиозных масштабах этого явления и тех залежах железной руды, которые оно скрывало под землей.

Повторное открытие загадочного места

Спустя некоторое время, со странным местом под Курском столкнулся другой ученый - И.Н. Смирнов из Казанского университета. Он проводил первую в истории геомагнитную съемку Европейской России и зафиксировал аномалии магнитного поля.

А еще через несколько лет молодой доцент Н.Д. Пильчиков решил детально изучить это место. В 1883 году он выполнил целую серию наблюдений:

Пильчиков обнаружил новые области, где стрелка компаса вела себя хаотично. Проанализировав данные, ученый выдвинул гипотезу о гигантских залежах железной руды, вызывающих аномалию. За это открытие ему присудили медаль Географического общества.

Курская магнитная аномалия

Сенсация из Парижа

Но по-настоящему громкая слава пришла к Курской магнитной аномалии после визита французских ученых в 1894 году. Геофизик Эмиль Муро провел магнитные съемки, а результаты отправил в Парижский университет. Анализируя данные, ученые сделали потрясающий вывод:

Все говорит о колоссальных запасах железной руды

Это вызвало настоящую "железную лихорадку". Люди бросились скупать земли на территории аномалии в надежде разбогатеть. А Лейст провел следующие 14 лет (!), изучая КМА с помощью магнитных съемок.

Драматичная история Лейста

Увы, исследования Лейста оборвались драматически. В 1899 году он указал точку для бурения скважины, где по его расчетам должны были залегать железные руды на глубине около 200 метров под землей. Однако бурильщики прошли эту отметку и не нашли руды.

Образец железной руды

Разгадка тайны КМА

После смерти Лейста, казалось, загадка Курской магнитной аномалии так и останется неразгаданной. Но тут в дело вмешался Владимир Ленин! Он лично отдал распоряжение провести новые разведки аномальной территории. И уже в 1923 году геологам удалось получить первые образцы железной руды у села Лозовое.

В 1931 году началось строительство первой разведочной шахты. А через пару лет, наконец, шахтеры достигли залежей руды на глубине. Так тайна Курской магнитной аномалии была наконец разгадана!

Выделение перспективных районов

В последующие годы ученые-геологи провели масштабные исследования аномальной территории и выделили самые перспективные районы для добычи железной руды, где ее залежи залегали относительно близко к поверхности.

Среди таких районов можно выделить месторождения:

• Коробковское
  • Лебединское
  • Михайловское
  • Яковлевское

Именно на их базе в дальнейшем и строились крупные горно-добывающие предприятия Курской магнитной аномалии.

Начало промышленной добычи

Уже к середине XX века масштаб геологоразведочных работ на территории аномалии был таков, что можно было приступать к промышленной добыче железной руды. И в 1956 году здесь заработал первый горно-обогатительный комбинат!

В наши дни в КМА работает несколько крупнейших горнорудных предприятий:

• КМАруда
  • Стойленский ГОК
  • Михайловский ГОК

Они ведут добычу ценного сырья как открытым, так и шахтным способом. Например, на знаменитом Михайловском месторождении работают сразу три гигантских карьера!

Уникальные запасы КМА

Даже по самым скромным оценкам Курская магнитная аномалия содержит просто уникальные запасы железной руды, не имеющие аналогов в мире. По последним данным здесь сосредоточено около 60% всех разведанных на территории России железорудных запасов!

Это примерно 20% всех мировых запасов данного стратегически важного сырья. Так что открытая в XIX веке Курская магнитная аномалия и по сей день остается объектом пристального внимания со стороны геологов и горняков.

Загадочные явления вокруг КМА

Но даже интенсивные геологоразведочные работы не смогли до конца объяснить все загадочные явления, происходящие на территории аномалии. И по сей день жители наблюдают здесь различные феномены - от столбов огня до летающих шаровых молний.

Есть даже версия, что эти аномалии - следствия падения в древности крупного метеорита. А может, это до конца не изученные особенности магнитного поля Земли? Кто знает... Во всяком случае Курская магнитная аномалия продолжает хранить немало тайн.

Экологические проблемы

К сожалению, интенсивная добыча железной руды на территории Курской магнитной аномалии не могла не сказаться на экологии этого региона. Пыль и выхлопные газы от горных предприятий, шахт и карьеров, загрязняют атмосферу.

А нарушение почвенного слоя приводит к деградации плодородия земель, которые ранее активно использовались в сельском хозяйстве для выращивания зерновых и технических культур.

Научный и образовательный потенциал

Помимо сырьевого значения, Курская магнитная аномалия представляет большой интерес для развития науки и образования. Уникальные природные объекты здесь могут служить полигоном для изучения особенностей магнитного поля Земли.

А также для подготовки высококвалифицированных кадров геофизиков, геологов, горняков - всех тех специалистов, которые заняты в освоении недр Курской магнитной аномалии.

Музеефикация КМА

Еще одно интересное направление - создание в районе аномалии сети тематических музеев, посвященных ее истории. Это позволит не только сохранить уникальное культурное наследие для потомков, но и развивать в регионе научный туризм.

Как вариант - мультимедийный музей-панорама от первых открытий КМА до современных рудников.

Презентация в 8 классе

Курская магнитная аномалия, ее история и значение рассматриваются на школьных уроках. Подготовка презентации на эту тему - распространенное домашнее задание. Материал данной статьи может оказаться весьма полезным при его выполнении.