Способности человека, что это такое: определение и примеры

Способности человека - это индивидуально-психологические особенности, которые определяют успешность выполнения им различных видов деятельности. Рассмотрим подробнее, что такое способности человека, какие они бывают и как развиваются.

Определение понятия "способности человека"

Что такое способности человека? Способности человека - это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Иначе говоря, способности человека это такие его личностные черты и особенности, которые позволяют ему успешно заниматься той или иной деятельностью. У каждого человека есть свой уникальный набор способностей, выраженных в разной степени.

Виды способностей

Существует несколько подходов к классификации способностей. Рассмотрим основные из них.

Общие и специальные способности

Общие способности - это способности, которые проявляются в широком круге видов деятельности. К ним относятся:

  • интеллектуальные способности - способность к логическому мышлению, анализу, обобщению;
  • креативные способности - способность к творчеству, нестандартному мышлению;
  • коммуникативные способности - способность к общению и взаимодействию с другими людьми.

Специальные способности проявляются в конкретных видах деятельности. К ним относятся музыкальные, литературные, математические, спортивные и многие другие способности.

Ученики рисуют лесистый пейзаж

Врожденные и приобретенные способности

Эта классификация основана на происхождении способностей. К врожденным, или задаткам, относятся анатомо-физиологические особенности организма. Например, абсолютный музыкальный слух, феноменальная зрительная память.

Приобретенные способности формируются в процессе жизнедеятельности и зависят от условий воспитания, обучения, собственной активности. Большинство специальных способностей относятся именно к этому типу.

Учебные и творческие способности

Учебные способности проявляются в успешности освоения знаний, формирования умений и навыков.

Творческие способности позволяют создавать оригинальные, нестандартные продукты деятельности, находить нетривиальные решения.

Старый скрипач учит играть мальчика

Как развиваются способности человека

Развитие способностей человека происходит под влиянием внешних и внутренних факторов на протяжении всей жизни.

К внешним факторам относятся:

  • целенаправленное обучение и тренировка;
  • широта жизненного опыта;
  • среда и условия жизни.

К внутренним факторам относятся:

  • особенности нервной системы;
  • функциональные возможности анализаторов;
  • уровень умственного и физического развития.

Для развития способностей важны оба типа факторов. Так, без внутренних предпосылок даже самые благоприятные внешние условия не приведут к выдающимся результатам. Но и мощные задатки без тренировки и стимулирования могут так и остаться нереализованным потенциалом.

Примеры проявления способностей

Примеры способностей человека можно привести в самых разных сферах деятельности.

Яркий пример проявления музыкальных способностей - вундеркинды, дети, обладающие феноменальным слухом, памятью, исполнительским мастерством в очень раннем возрасте.

В спорте выдающиеся способности часто проявляются в виде уникальной физической силы, выносливости, координации движений.

Ярким примером математических и интеллектуальных способностей может служить индийский математик Сриниваса Рамануджан, самостоятельно сделавший ряд выдающихся открытий в области теории чисел.

Сенсорные способности

Особую группу составляют сенсорные, или сенсомоторные способности. Они связаны с эффективностью работы органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.) и двигательного аппарата.

Ярким примером сенсорных способностей может служить абсолютный слух, позволяющий человеку точно определять высоту музыкальных звуков.

Креативность и творческие способности

Одной из важнейших способностей человека является креативность - способность к творчеству, созданию принципиально новых идей, отклонению от традиционных схем мышления.

На базе креативности формируются творческие способности в различных сферах деятельности - науке, искусстве, конструировании и др.

Высокий уровень творческих способностей характерен для талантливых ученых, изобретателей, писателей, художников, музыкантов.

Что такое способности человека

Итак, еще раз ответим на вопрос: что такое способности человека? Способности человека - это индивидуально-психологические свойства личности, определяющие успешность и качественное своеобразие осуществления определенного рода деятельности.

Определение способностей человека

Способности человека - это такие психические и психофизиологические особенности, которые являются условиями успешного осуществления определенного вида продуктивной деятельности.

Таким образом, определяющими характеристиками способностей выступают:

  • индивидуальная мера их выраженности;
  • влияние на успешность деятельности;
  • качественное своеобразие достижений.

Человеческие способности и задатки

В основе всех человеческих способностей лежат задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности.

Задатки представляют собой лишь потенциал, который может развиться в способности при благоприятных условиях среды и активности самого человека.

Развитие способностей на разных возрастных этапах

Процесс развития способностей имеет свою специфику на разных возрастных этапах.

В раннем и дошкольном детстве ведущую роль играет формирование сенсорно-перцептивной сферы, моторики, речи. Это фундамент для последующего когнитивного и творческого развития.

В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются учебные, интеллектуальные способности. Формируются культура умственного труда, навыки работы с информацией.

Способности и профессиональное самоопределение

В подростковом и юношеском возрасте ведущую роль начинает играть профессиональное и личностное самоопределение. Происходит дальнейшее развитие и дифференциация специальных способностей.

Успешный выбор профессии во многом определяется способностями человека, его интересами и склонностями. Однако и целенаправленное развитие нужных для профессии способностей также играет большую роль.

Творческая реализация способностей

Наиболее полная творческая реализация способностей происходит в зрелом возрасте, когда накоплен достаточный профессиональный и жизненный опыт.

Именно в этот период деятели науки, искусства, техники создают свои самые яркие и значимые произведения и открытия.

Способности пожилого человека

В пожилом и старческом возрасте возможности реализации многих способностей снижаются в связи с физиологическими изменениями в организме.

Однако пожилые люди часто сохраняют высочайший творческий, интеллектуальный и духовный потенциал, а также способность передавать накопленные знания и опыт молодым поколениям.

Развитие креативности

Одним из важнейших направлений в развитии человеческих способностей является развитие креативности - творческих способностей, дающих возможность генерировать новые, нестандартные идеи.

Основными подходами к развитию креативности являются:

  • создание творческой среды, стимулирующей нестандартное мышление;
  • овладение эвристическими методами решения задач;
  • развитие дивергентного мышления;
  • тренировка воображения и ассоциативного мышления.

Важную роль в развитии детской креативности играют игровая деятельность, художественное творчество, конструирование.

Способности и мотивация

Ключевым фактором реализации и развития способностей является мотивация - наличие внутренних побуждений к осуществлению деятельности.

Высокоразвитые способности могут так и не проявиться, если человек не имеет интереса и желания их реализовывать. И наоборот, сильная увлеченность делом помогает значительно продвинуться даже при скромных изначальных задатках.

Саморазвитие способностей

На определенном этапе важнейшим фактором развития способностей становится собственная активность человека по самосовершенствованию и саморазвитию.

Элементами саморазвития выступают:

  • осознание человеком своих сильных и слабых сторон;
  • постановка целей саморазвития;
  • выбор средств и методов самосовершенствования;
  • объективная оценка достигнутых результатов.

В зрелом возрасте саморазвитие становится основной формой совершенствования и реализации способностей человека.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество