Цель - это одно из ключевых понятий в психологии, описывающее направленность и осознанность деятельности человека. Рассмотрим подробнее, что такое цель в психологии, каковы ее функции и особенности.
Определение понятия цели
В психологии под целью понимается осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлена деятельность субъекта. Иными словами, цель - это мысленное представление того, что человек хочет получить в итоге своих действий.
Например, целью ученика может быть получение хорошей оценки за контрольную работу, целью повара - приготовление вкусного обеда, целью путешественника - достижение вершины горы. Во всех случаях цель выступает как образ результата, к которому стремится человек.
Функции цели
Выделяют несколько основных функций, которые выполняет цель:
- Направляющая функция. Цель задает общее направление деятельности человека, определяет, на что должны быть ориентированы его действия.
- Мобилизующая и активизирующая функция. Ради достижения цели человек прилагает волевые усилия, мобилизует свои ресурсы.
- Функция программирования. Цель как бы программирует нужную последовательность действий человека.
- Смыслообразующая функция. Благодаря цели деятельность человека приобретает личностный смысл.
Таким образом, цель организует, направляет и придает смысл деятельности человека.
Осознанность цели
Важной особенностью цели является ее осознанность. Цель всегда представлена в сознании субъекта в виде образа, мысли или идеи. Человек отчетливо представляет себе, к какому результату он стремится.
Это отличает целенаправленную деятельность человека от инстинктивного целевого поведения животных. У животного нет осознанного образа цели, его действия заданы изначально врожденными программами.
У человека же благодаря мышлению возникает ментальное представление о цели, которое затем реализуется в деятельности.
Процесс целеобразования
Возникновение цели у человека связано с процессом целеобразования. Он включает несколько этапов:
- Возникновение потребности, которая инициирует появление цели.
- Осознание мотива, побуждающего к деятельности.
- Постановка цели как образа конечного результата.
- Уточнение и конкретизация цели.
На разных этапах целеобразования задействованы такие психические процессы, как мышление, воображение, воля. Соответственно, от их развития зависит и умение человека ставить цели.
Классификация целей
Существует множество оснований для классификации целей в психологии. Рассмотрим некоторые из них:
- По временной перспективе:
- Дальние (стратегические) цели Ближние (тактические) цели
- По содержанию:
- Познавательные Материальные "понятие цели в психологии" Творческие
- По характеру:
- Объективные Субъективные
Данные классификации помогают упорядочить многообразие целей человека и лучше понять закономерности целеполагания.
Личностный смысл цели
Любая цель приобретает личностный смысл, когда соотносится с мотивами и ценностями человека. Одна и та же цель по-разному может осмысливаться разными людьми.
Например, цель получить высшее образование для кого-то является средством построения карьеры, а кто-то рассматривает ее как путь к self-realization.
Таким образом, помимо объективного содержания цель несет и субъективную смысловую нагрузку для конкретного человека.
Достижение цели
Главным результатом целеполагания является, конечно, достижение самой цели. Это сопровождается положительными эмоциями, чувством удовлетворения.
Однако возможны ситуации, когда цель так и не достигается, либо достигнутый результат оказывается иным по сравнению с изначальным замыслом.
Цель достигнута полностью | Позитивные эмоции |
Цель достигнута частично | Нейтральные или амбивалентные эмоции |
Неудача в достижении цели | Негативные эмоции |
Как видно из таблицы, эмоциональные реакции на результат зависят от степени реализации изначального замысла цели.
Целеполагание как процесс
Целеполагание можно рассматривать как процесс, состоящий из нескольких этапов. Рассмотрим их подробнее:
- Возникновение и осознание потребности. Это исходный момент зарождения цели.
- Формулирование цели. На этом этапе потребность преобразуется в конкретную цель, оформляется в виде мысленного образа или идеи.
- Оценка ресурсов. Человек оценивает, какими средствами и возможностями он располагает для достижения цели.
- Выбор способов достижения цели. Выстраивается последовательность конкретных действий для реализации цели.
- Реализация принятого решения. Человек приступает к практическим шагам для достижения цели.
Как видно из этапов, целеполагание - это достаточно сложный процесс, требующий включения различных психических функций.
Целеустремленность как черта личности
Близким к понятию целеполагания является понятие целеустремленности. Это устойчивая черта личности, характеризующаяся следующими проявлениями:
- Способность ставить перед собой цели, планировать деятельность.
- Настойчивость и решительность в достижении намеченных целей.
- Умение концентрировать ресурсы для реализации целей.
- Готовность преодолевать трудности ради достижения цели.
Целеустремленный человек отличается выраженной мотивацией достижения, ориентацией на успех. Целеустремленность как черта формируется в процессе воспитания и жизненного опыта.
Целеполагание и тайм-менеджмент
Эффективный инструмент для реализации целей - тайм-менеджмент. Его основные принципы:
- Целеполагание и планирование. Четко сформулированные цели и планы.
- Приоритезация. Ранжирование целей и задач по важности и срочности.
- Организация. Продуманность системы для реализации планов.
- Контроль и анализ. Мониторинг выполнения и корректировка планов.
С помощью тайм-менеджмента достижение целей становится намного более организованным и эффективным.
Целеполагание в организациях
Помимо индивидуальных, существуют и организационные цели. Это желаемые результаты деятельности всей организации. Несколько правил эффективного целеполагания в организациях:
- Цели должны быть измеримыми и достижимыми.
- Цели следует разделять на долго-, средне- и краткосрочные.
- Необходимо обеспечить согласованность целей всех уровней и подразделений.
При выполнении этих правил организационные цели приобретают системный характер и мотивируют персонал на эффективную работу.