Волюнтаризм и фатализм: суть философских концепций

Волюнтаризм и фатализм - две противоположные философские концепции, касающиеся вопроса свободы воли человека и предопределенности событий в мире. Рассмотрим их более подробно.

Определение понятий

Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) - философское учение, согласно которому воля человека является главной движущей силой развития мира и общества. Сторонники волюнтаризма считают, что человек обладает свободой воли и способен самостоятельно принимать решения и оказывать влияние на ход событий.

Фатализм (от лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой) - мировоззрение, согласно которому жизнь человека целиком предопределена свыше, все события заранее предначертаны судьбой или волей богов. Таким образом, сторонники фатализма отрицают наличие у человека свободы воли.

Основные положения

  • Согласно волюнтаризму, человек обладает неограниченной свободой воли и способен своими действиями кардинально менять как собственную жизнь, так и ход исторических событий.
  • Фатализм, напротив, утверждает, что все в жизни человека предопределено изначально и не подвластно его воле. Человек лишь исполняет свою заранее предначертанную судьбу.

Волюнтаризм и фатализм являются диаметрально противоположными взглядами на природу человека, его возможности и место в мире.

Аргументы сторонников

Задумчивый парень на перепутье

Волюнтаризм

  • Человек обладает разумом, волей и сознанием, что делает его свободным в выборе своих действий.
  • Наличие у человека целеполагания и способности строить жизненные планы свидетельствует о его свободе воли.
  • Возможность человека совершать поступки, противоречащие инстинктам и внешним обстоятельствам.
  • Способность людей своими действиями менять ход истории.

Фатализм

  • Существование объективных законов развития природы и общества, не зависящих от воли отдельного человека.
  • Вера в судьбу, предопределение, предсказания как доказательство того, что жизнь человека заранее предрешена.
  • Невозможность однозначно объяснить, откуда у человека берется эта самая "свобода воли".
Шахматная партия

Как видно из приведенных аргументов, волюнтаризм и фатализм базируются на принципиально разных представлениях о человеке и его месте в мире.

Волюнтаризм возвышает человека, наделяя его огромной творческой силой. Фатализм, напротив, полностью подчиняет человека внешним силам, лишая его свободы выбора.

Несмотря на кажущуюся абсурдность фатализма с его слепой верой в предопределение, эта концепция сохраняет определенную популярность и в современном мире. Многие люди искренне верят в то, что их судьба предрешена заранее и не зависит от их воли.

В то же время идеи волюнтаризма лежат в основе современных представлений о свободе и достоинстве человека как высшей ценности.

Критика позиций

Волюнтаризм

  • Игнорирование объективных законов развития общества.
  • Абсолютизация роли отдельной личности в истории.
  • Недооценка детерминирующего воздействия на человека социальной среды и воспитания.

Фатализм

  • Отрицание творческой активности и сознательности человека.
  • Оправдание социального зла и несправедливости "волей судьбы".
  • Способствует пассивности и бездеятельности людей.

Волюнтаризм и фатализм оба не лишены изъянов, поэтому наиболее разумной представляется позиция, сочетающая идею ограниченной свободы воли человека с признанием определенной предопределенности событий объективными законами развития.

Развитие идей волюнтаризма и фатализма в истории философии

Идеи, лежащие в основе волюнтаризма и фатализма, прослеживаются в философских воззрениях мыслителей разных эпох.

Античность

Фаталистические взгляды были характерны для мифологических представлений древних народов о мироустройстве. Считалось, что судьба богов и людей предопределена волей высших сил.

В то же время уже античные философы высказывали идеи, близкие к волюнтаризму. Например, Сократ утверждал, что истинное знание ведет к свободе и добродетели.

Средние века

Христианское учение Средневековья с одной стороны проповедовало предопределение, с другой - наделяло человека свободой выбора между добром и злом.

Новое время

В эпоху Просвещения утверждается вера в силу человеческого разума, ставится под сомнение религиозный фатализм.

Однако в дальнейшем в европейской философии возникает и строгий научный детерминизм, отрицающий свободу воли.

Современность

В XX веке дискуссия между сторонниками волюнтаризма и фатализма принимает новые, подчас экстремальные, формы.

Так, например, идеология нацизма была основана на крайнем волюнтаризме и вере в всесилие "воли к власти".

В наши дни большинство мыслителей придерживаются концепции ограниченной свободы воли, сочетающейся с признанием определенной предопределенности человеческой жизни.

Волюнтаризм, фатализм и религия

Религиозные воззрения также во многом определяют склонность людей к той или иной философской позиции.

Так, христианство с его догматом о божественном предопределении сочетается с идеей нравственного выбора между добром и злом.

В исламе традиционно сильны фаталистические настроения, вплоть до крайнего фатализма некоторых радикальных течений.

Индуизм и буддизм склоняются к идее о кармической предопределенности судьбы человека его прошлыми перерождениями.

Волюнтаризм и фатализм в массовом сознании

Несмотря на усложнение философских дискуссий, в массовом сознании по-прежнему бытуют довольно примитивные формы как волюнтаризма, так и фатализма.

К первому можно отнести слепую веру в "позитивное мышление", согласно которой одни лишь усилия воли способны кардинально изменить судьбу человека.

Проявлениями "бытового фатализма" являются вера в гороскопы, приметы, а также социальный пессимизм и убежденность многих людей в невозможности что-либо изменить в своей судьбе и жизни общества.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество