Педагогическое общение - неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько продуктивно выстроено взаимодействие между педагогом и учениками.
Сущность педагогического общения
Общение в педагогике - это сложный и многоплановый процесс установления и развития коммуникации между участниками образовательной деятельности.
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися, направленное на создание благоприятной атмосферы для обучения и воспитания
Оно включает в себя:
- Обмен информацией
- Организацию взаимодействия
- Формирование взаимопонимания
Таким образом, общение в педагогике - это не просто передача знаний от учителя к ученикам, но и налаживание продуктивных взаимоотношений между ними. От степени эффективности педагогического общения зависят результаты работы педагога.
Функции педагогического общения
Педагогическое общение выполняет три основные функции:
- Информационно-коммуникативную
- Регуляционно-коммуникативную
- Аффективно-коммуникативную
Рассмотрим их подробнее:
Информационно-коммуникативная функция
Заключается в обмене информацией между педагогом и учениками в процессе обучения. Педагог доносит до обучающихся учебный материал, формирует у них систему знаний.
Регуляционно-коммуникативная функция
Состоит в организации взаимодействия между учителем и учениками, установлении педагогически целесообразных взаимоотношений.
Аффективно-коммуникативная функция
Заключается в создании благоприятного психологического климата в процессе педагогического взаимодействия. Установление эмоционального контакта между педагогом и детьми.
Таким образом, благодаря выполнению всех трех функций, педагогическое общение выступает важнейшим средством обучения и воспитания подрастающего поколения.
Стили педагогического общения
Различают три основных стиля педагогического общения:
- Демократический
- Авторитарный
- Либеральный
Рассмотрим подробнее, в чем заключаются особенности каждого из них.
Демократический стиль
Демократический стиль общения основан на принципах равенства и партнерства в отношениях педагога и учеников.
Его отличительные черты:
- Учет интересов и возможностей каждого ребенка
- Создание творческой атмосферы на занятиях
- Поощрение инициативы и самостоятельности
- Объективность в оценивании учащихся
- Авторитет педагога основан на компетентности и справедливости
При демократическом стиле общения достигается наибольшая результативность образовательного процесса. У детей формируется активная мотивация к обучению, развивается познавательная активность.
Авторитарный стиль
Авторитарный стиль общения характеризуется безапелляционностью и диктатом со стороны педагога. Ему присущи такие черты как:
- Безоговорочное подчинение педагогу
- Запрет на любую критику и возражения
- Жесткий контроль и оценки без объяснения причин
- Подавление инициативы и творчества
Такой авторитарный подход не способствует развитию личности ребенка, снижает его мотивацию и интерес к учебе.
Либеральный стиль
Либеральному стилю общения присущи такие особенности:
- Попустительство и вседозволенность
- Отсутствие должных требований к дисциплине и успеваемости
- Неконкретность и противоречивость в указаниях
- Завышенные ожидания по отношению к возможностям детей
В результате при либеральном подходе снижается результативность обучения, дети не получают необходимых знаний и навыков.
Таким образом, наиболее эффективным для педагогического общения является демократический стиль, обеспечивающий продуктивное взаимодействие с учениками и полноценное их развитие.
Коммуникативные умения педагога
Для того чтобы педагогическое общение было эффективным, педагог должен обладать определенным набором коммуникативных умений и навыков. К ним относятся:
- Умение выражать мысли четко, доступно и понятно для учеников
- Владение невербальными средствами общения (мимика, жесты, позы)
- Умение активно слушать
- Навыки убеждения и аргументации
Кроме того, для продуктивного педагогического взаимодействия необходимо развитие таких личностных качеств педагога как эмпатия, рефлексия, социальный интеллект. Рассмотрим их подробнее.
Эмпатия
Эмпатия - это способность к сопереживанию, пониманию эмоционального состояния другого человека. Эмпатический педагог может поставить себя на место ребенка, учитывать его чувства и потребности при построении общения.
Рефлексия
Рефлексия - это осознание и анализ собственных действий, состояний, мыслей. Рефлексивные умения позволяют педагогу оценить свое поведение со стороны и скорректировать стиль общения с учениками.
Социальный интеллект
Социальный интеллект проявляется в понимании поступков и намерений людей. Педагог с развитым социальным интеллектом хорошо ориентируется в различных социальных ситуациях, что помогает ему выстраивать эффективное общение с детьми.
Трудности педагогического общения
Несмотря на важность коммуникативных умений, на практике педагоги сталкиваются с рядом проблем в построении общения с учениками:
- Неумение заинтересовать детей изучаемым материалом
- Сложности в установлении дисциплины на уроках
- Нехватка терпения при работе с трудными детьми
- Негативная реакция на критику со стороны учеников
Преодолеть эти трудности помогут тренинги педагогического общения, направленные на развитие коммуникативной компетентности и личностных качеств, значимых для сферы образования.
Значение педагогического общения
Таким образом, педагогическое общение играет огромную роль для организации продуктивного образовательного процесса. Благодаря общению педагог может:
- Донести до учеников учебную информацию
- Организовать их совместную деятельность
- Оказать воспитательное воздействие
- Создать благоприятный психологический климат
От эффективности педагогического общения зависит качество усвоения знаний учениками, их интерес к учебе, активность на занятиях, а также характер складывающихся отношений между педагогом и детьми.