Вы когда-нибудь задумывались, что означает слово "фрагмент"? А встречали ли фрагменты в литературе или других видах искусства? Давайте разберемся, что это такое.
Определение понятия "фрагмент"
Слово "фрагмент" имеет латинские корни и в буквальном переводе означает "кусок", "осколок", "обломок". В словарях дается следующее определение:
Фрагмент - это часть чего-либо композиционно целого, обычно художественного или музыкального произведения.
Основные признаки фрагмента:
- Незавершенность
- Обрывочность
- Фрагмент может представлять собой как часть бОльшего целого, так и автономное произведение
Синонимами к слову "фрагмент" являются отрывок, обломок, осколок. Гипероним - часть, гипонимы - отрывок текста, отрывок музыкального произведения и так далее.
Виды и функции фрагментов
Существует несколько разновидностей фрагментов:
-
Незавершенные произведения - романы, поэмы, картины, скульптуры, здания, которые авторы не успели или не смогли закончить. Пример - роман Ф. Кафки "Процесс".
-
Целенаправленное использование формы фрагмента - когда авторы сознательно создают произведение как фрагмент для выражения определенной идеи или настроения. Например, "Кубла Хан" Кольриджа.
-
Фрагментарность как художественный принцип - когда вся композиция произведения строится на контрасте и столкновении разрозненных фрагментов. Яркий пример - роман "Улисс" Джеймса Джойса.
Использование фрагментов позволяет авторам:
- Передать ощущение хаотичности и дисгармонии окружающего мира
- Создать эффект таинственности и недосказанности
- Экспериментировать с формой
Далее мы подробно разберем, как зарождался и эволюционировал фрагмент как явление в искусстве.
История возникновения и эволюции фрагмента
Первые образцы сознательного обращения к фрагменту как жанру мы находим еще в XVIII веке. Английская поэтесса Энн Финч называет ряд своих стихотворений именно "фрагментами". В то время это слово ассоциировалось прежде всего с остатками античной поэзии и скульптуры, которые вызывали интерес и восхищение.
Настоящий расцвет фрагмента приходится на эпоху романтизма. Романтики видели в фрагменте идеальное воплощение своих эстетических принципов:
- Культ индивидуальности и субъективности
- Установка на незавершенность как выражение бесконечности
- Интерес к экзотике и таинственному
Одним из ключевых теоретиков и практиков фрагмента в романтизме был немецкий философ Фридрих Шлегель. Он публикует сборник "Критические фрагменты", который должен был стать подготовительным этапом для создания грандиозной "универсальной книги" о мироздании. Однако этот главный труд так и не был написан.
Другой крупный романтик, Новалис, в своей книге "Цветочная пыльца" также использует именно форму фрагментов - небольших законченных высказываний на разные темы.
Несовершенное в виде фрагмента терпимо — значит, эту форму выражения можно рекомендовать тому, кто еще не вполне созрел.
Новалис
Многие романтики воспринимали фрагмент как переходную форму к некоему идеальному, но недостижимому синтезу.
Фрагмент в русской литературе
Идеи европейского романтизма оказали большое влияние и на русскую литературу. Здесь традиция фрагмента закладывается такими авторами, как Батюшков, Вяземский, Пушкин. Они перенимают как само слово "фрагмент", так и соответствующую поэтику.
У Пушкина мы находим стихотворные отрывки, которые сам поэт называет "фрагментами": "Гроб юноши", "Дионея" и другие. Это лирические миниатюры, не связанные общим сюжетом, но передающие одно настроение.
"Фрагмент" у Батюшкова и Вяземского
Другие видные представители "золотого века" русской поэзии - Константин Батюшков и Петр Вяземский - также внесли вклад в развитие жанра литературного фрагмента. Они создавали короткие зарисовки, этюды, наброски на разные темы.
И Батюшков, и Вяземский находились под сильным влиянием европейской романтической традиции. Поэтому для них характерны те же установки на фрагментарность, обрывочность, недосказанность, которые были свойственны и их западным современникам.
Что такое фрагмент в философии и литературе XX века
Идея фрагмента как самодостаточного и самоценного явления получает новое развитие в XX столетии. Мыслители и писатели этой эпохи развивают несколько ключевых подходов к пониманию фрагментарности:
-
Фрагмент как выражение хаотичности и дробности бытия. Такой взгляд мы находим у Шопенгауэра, Ницше, Эмиля Чорана.
-
Фрагмент как "литература факта" - запись случайных впечатлений, мыслей, наблюдений без обработки и обобщения. Этот подход развивали Эжен Журдан, Луи Арагон, Жорж Перек.
-
Фрагмент как осознанный эксперимент с формой. Так трактовали фрагменты сюрреалисты, а также такие авторы, как Хулио Кортасар, Хорхе Луис Борхес.