Малефисента кто такая: злая фея из мультфильма "Спящая красавица"

Малефисента - это могущественная злая фея, являющаяся главным антагонистом в известном диснеевском мультфильме "Спящая красавица". Ее образ основан на персонаже злой феи из одноименной сказки французского писателя Шарля Перро.

Малефисента в замке накладывает проклятие на маленькую Аврору. Стоит на лестнице в зеленом пламени, руки подняты. Внизу перепуганные король, феи и колыбель с ребенком в зеленых лучах.

Происхождение образа Малефисенты

Идея создать мультфильм по мотивам сказки "Спящая красавица" пришла к Уолту Диснею еще в 1938 году. Однако активная разработка проекта началась только в начале 1950-х годов. Работа над сценарием шла несколько лет и первоначально предполагала другую историю, где принцесса Аврора живет затворницей в своем замке. Эта версия не понравилась Диснею, и сюжет был переработан.

По словам аниматора Барни Мэттинсона, по мере развития сценария образ Малефисенты становился "более сосредоточенным и утонченным". Изначально она задумывалась как старая карга с крючковатым носом, но аниматор Марк Дэвис нашел в книге по средневековому искусству изображение женщины в черном одеянии с языками пламени. Этот образ вдохновил его на создание нового дизайна Малефисенты. Дэвис добавил ей рога, чтобы придать демонические черты.

Вид сверху на Запретную Гору, где живет Малефисента. Мрачная крепость на вершине остроконечной горы, окруженной чащей черных деревьев. Бушуют зеленовато-фиолетовые грозовые тучи.

Роль Малефисенты в мультфильме "Спящая красавица"

Малефисента впервые появляется в начале мультфильма на праздновании дня рождения принцессы Авроры. Она разгневана тем, что король Стефан не пригласил ее на торжество. В отместку Малефисента накладывает на Аврору страшное проклятие:

В тот день, когда принцессе исполнится шестнадцать лет, она уколет палец о веретено прялки и умрет!

Фея Мерривеза смягчает проклятие - вместо смерти Аврора должна будет заснуть глубоким сном, от которого ее сможет разбудить только поцелуй истинной любви.

Король прячет дочь в лесном домике под присмотром трех добрых фей. Малефисента много лет безуспешно пытается ее найти. Когда до исполнения проклятия остается один день, злая фея наконец обнаруживает Аврору и заманивает ее к волшебному веретену, от прикосновения к которому та впадает в глубокий сон.

Чтобы помешать принцу Филиппу разбудить Аврору, Малефисента превращается в огнедышащего дракона. В финальной битве Филипп побеждает дракона, поразив его в самое сердце своим мечом. Малефисента падает в пропасть, а принц будит Аврору поцелуем любви.

Образ Малефисенты в культуре

За десятилетия после выхода мультфильма образ Малефисенты прочно вошел в массовую культуру как один из самых узнаваемых диснеевских злодеев. Ее часто цитируют и пародируют.

В 2014 году на экраны вышел полнометражный фильм "Малефисента" с Анджелиной Джоли в главной роли. Картина рассказывает историю юности Малефисенты и показывает события "Спящей красавицы" с ее точки зрения.

Малефисента также появляется как антагонист в популярных компьютерных играх Kingdom Hearts и в ряде эпизодов телесериала "Однажды в сказке". Ее характерный образ с рогами вдохновлял дизайнеров на создание аниме-персонажей и костюмов.

Таким образом, за прошедшие десятилетия коварная фея Малефисента из детской сказки превратилась в узнаваемый символ зла, часто используемый в массовой культуре.

Углубленный анализ мотивации Малефисенты

За внешней злобой и жестокостью Малефисенты кроется глубоко травмированная личность. Каковы были истинные побуждения ее поступков и как сложилась бы ее судьба при других обстоятельствах?

Несомненно, решающий удар по психике Малефисенты нанес король Стефан, коварно обманув и лишив ее крыльев ради собственного тщеславия. Это предательство близкого человека не могло не породить в душе феи сильнейшей обиды и озлобления. Однако были ли ее последующие действия полностью обусловлены лишь местью?

Возможно, Малефисента тайно надеялась, что маленькая Аврора сможет смягчить ожесточившееся сердце Стефана. И хотя она не могла отменить собственное проклятие, фея искренне хотела защитить девочку, когда подошел предначертанный день.

Так постепенно росла нежная привязанность Малефисенты к Авроре, которая в конце концов переросла в истинную материнскую любовь. И именно эта любовь помогла ей спасти принцессу в финале сказки.

Сходство Малефисенты с другими отрицательными персонажами

Малефисента олицетворяет архетип "темной" феи или ведьмы, встречающийся во многих сказках и легендах. Однако можно провести параллели и с конкретными злодейскими персонажами из других произведений.

  • Леди Тремейн из "Золушки" - жестокая мачеха, мучающая падчерицу
  • Белоснежка из "Однажды в сказке" - могущественная темная волшебница, мстящая обидчикам
  • Айрон Монгер из "Чарли и шоколадная фабрика" - эксцентричная злодейка, превращающая детей в кукол

Все они отличаются крайней жестокостью и цинизмом, склонностью к драматическим эффектам, а также обладают магическими способностями. В то же время у каждой свой неповторимый образ и мотивы поведения.

Малефисента - кто такая и ее влияние на образы диснеевских злодеев

Она стала прообразом для многих последующих отрицательных персонажей в мультфильмах студии Disney. Ее коварство, жестокость и драматичность задали высокую планку в создании убедительных и запоминающихся злодеев.

В частности, такие популярные антагонисты, как Урсула из "Русалочки", леди Тремейн из "Золушки", Джафар из "Аладдина" и Scar из "Короля льва", во многом переняли черты характера и визуальный стиль у Малефисенты.

Малефисента как феминистский символ

Некоторые критики рассматривают образ Малефисенты как символ эмансипации и феминистской идеологии. В этом ключе она предстает как сильная, независимая женщина, пострадавшая от патриархального уклада жизни и мстящая своим угнетателям-мужчинам.

Отчасти эту трактовку поддерживает и полнометражный фильм 2014 года, где Малефисента становится более многогранным персонажем, способным на сострадание и любовь.

Попытка психоанализа Малефисенты

С точки зрения психоанализа, жестокость Малефисенты может быть связана с детскими психологическими травмами или неполноценным развитием "Сверх-Я". Из-за этого ее "Оно" вышло из-под контроля и требует удовлетворения базовых инстинктов, даже ценой страданий других.

Малефисента как архетип "трикстера"

Некоторые исследователи также усматривают в Малефисенте черты архетипа "трикстера" - мифологического персонажа, который путем хитрости и обмана подрывает сложившийся порядок вещей ради собственного развлечения. В этом плане ее злые шутки можно рассматривать как своего рода карнавальную инверсию.

Споры об истинной сущности Малефисенты

Несмотря на очевидную отрицательность персонажа, вокруг его мотивации и внутреннего мира всегда велось много споров. Одни считают "малефисента кто такая" воплощением абсолютного зла, не способным ни на какие положительные чувства. Другие видят в ней сломленную натуру, ищущую сострадания и понимания.

Эта неоднозначность породила множество попыток "реабилитации" Малефисенты, как в художественных произведениях, так и в работах исследователей. Однако окончательного ответа на вопрос "кто она такая" пока нет.

Малефисента: попытка ревизии классического сюжета

Ярким примером такой попытки стал уже упомянутый фильм 2014 года. Здесь авторы словно бы бросают вызов зрителю, заставляя сочувствовать ранее однозначно отрицательному персонажу. При этом сами события классической сказки остаются практически без изменений.

Такая ревизия вызвала неоднозначную реакцию поклонников. Кто-то принял новый взгляд с воодушевлением, а кому-то он показался вызывающе надуманным. Тем не менее, споры вокруг личности Малефисенты от этого только разгорелись.

Мнения зрителей о Малефисенте

Анализ отзывов показывает, что большинство зрителей по-прежнему относятся к Малефисенте резко отрицательно, считая ее воплощением коварства и жестокости. Однако есть и те, кто восхищается ее харизмой и силой. Меньшая часть склоняется к мысли об искаженной, но в глубине души ранимой натуре.

Парадокс популярности Малефисенты

Интересный парадокс заключается в том, что, несмотря на сугубо отрицательный образ, Малефисента остается одним из самых популярных и узнаваемых персонажей Disney. Возможно, в этом как раз и состоит ее загадочность и притягательность для зрителей и исследователей.

Малефисента как объект психологического анализа

За последние годы интерес исследователей и психологов к личности Малефисенты значительно вырос. Появилось множество работ, анализирующих возможные причины ее жестокости и мотивы поступков с точки зрения различных психологических теорий.

Особенно много внимания уделяется таким аспектам, как детские психологические травмы, нарушения эмоционального развития, влияние социального окружения и жизненного опыта. Рассматриваются также вопросы самооценки, потребности во власти, мести и признании.

Культурологическое значение образа

Некоторые исследователи выдвигают идеи о том, что популярность Малефисенты объясняется ее культурологической значимостью. Этот образ как будто бы впитал в себя архетипические страхи и тревоги целых поколений людей.

С этих позиций Малефисента предстает вечным символом зла, который не может не притягивать и одновременно отталкивать. А дискуссии вокруг ее образа отражают борьбу добра и зла, происходящую в культурном поле общества.

Влияние на мировую поп-культуру

Будучи одним из самых узнаваемых диснеевских персонажей, Малефисента оказала значительное влияние на развитие мировой поп-культуры в целом. Ее образ часто цитируется, пародируется, используется в качестве основы для костюмов и косплея.

Особенно ярко это проявляется в японской аниме-культуре, где Малефисенту можно назвать почти что национальной иконой. Ее изображения встречаются в десятках аниме, манга и ранобэ в качестве прототипа "темных" персонажей.

Попытки художественной реабилитации

Помимо упомянутого фильма 2014 года, предпринималось немало других попыток представить Малефисенту с более человеческой стороны. К примеру, в популярном телесериале "Однажды в сказке" она фигурирует как неоднозначный, но в целом положительный персонаж.

Также существует множество поклоннических рассказов и комиксов, где Малефисента либо раскаивается в своих преступлениях, либо вовсе оказывается жертвой навета и клеветы.

Нравственная дилемма образа Малефисенты

Несмотря на многочисленные попытки ревизии, образ Малефисенты по-прежнему ставит перед зрителями и исследователями сложную нравственную дилемму. С одной стороны, тяжесть содеянных ею злодеяний не вызывает сомнений. Но с другой - мы видим трагическую историю сломленной личности, ищущей понимания.

Где проходит грань, за которой зло перестает быть злом? Можно ли оправдать жестокость тяжелыми жизненными обстоятельствами? Имеет ли каждый шанс на искупление, даже такой персонаж как Малефисента? Вопросов больше, чем ответов.

Разные трактовки личности

В этой связи любопытно проследить эволюцию образа в разных интерпретациях. Если в оригинальной сказке Малефисента — воплощение неприкрытого зла и коварства, то в более поздних версиях она предстает каким-то трагическим персонажем.

Поиск мотивации поступков

Отдельного внимания заслуживают попытки понять истинные мотивы Малефисенты. Жажда ли власти, месть ли Стефану, зависть ли к принцессе Авроре - что в конечном итоге движет этим сложным персонажем?

Возможность прощения и искупления

И конечно, остро стоит вопрос, заслуживает ли Малефисента прощения за все содеянное, и есть ли у нее шанс на искупление? Финал фильма 2014 года дает положительный ответ. Но мнения по этому поводу расходятся.

Так что в целом, это один из тех редких персонажей, вокруг которых не утихают острые дискуссии. И вряд что-то изменится.

Бессмертие образа Малефисенты

Можно с уверенностью предположить, что этот образ навсегда вошел в историю мировой культуры. Слишком уж мощный эмоциональный отклик он вызывает у поколений зрителей, читателей и исследователей.

Так что Малефисента еще не раз будет вдохновлять художников и режиссеров на создание все новых и новых интерпретаций. А значит, споры вокруг ее личности будут продолжаться если не вечно, то очень и очень долгое время.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.