Способности играют огромную роль в нашей жизни. Они во многом определяют, насколько успешными мы можем быть в той или иной сфере деятельности. Давайте разберемся, что представляют собой способности, какие они бывают, и как можно развивать свой потенциал.
Определение способностей
Согласно классическому определению Б.М. Теплова, способности - это свойства личности, являющиеся условием успешного осуществления определенного рода деятельности.
Для того, чтобы считать некое качество способностью, оно должно удовлетворять трем критериям:
- обеспечивать успешность выполнения деятельности;
- иметь индивидуальный характер;
- проявляться в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
То есть способности - это не просто врожденные задатки, а приобретенные в процессе жизни и деятельности индивидуальные качества, позволяющие достигать высоких результатов. У каждого человека свой уникальный набор способностей.
Способности проявляются по-разному в зависимости от сферы деятельности. К примеру, для программиста важно логическое и алгоритмическое мышление, для дизайнера - художественный вкус и пространственное воображение, для менеджера - коммуникативные и организаторские склонности.
В науке бытуют разные взгляды на природу способностей. Одни считают, что они в основном заданы генетически и мало поддаются развитию. Другие убеждены в преимущественном влиянии воспитания и среды. На самом деле, способности формируются в процессе жизни под воздействием как наследственности, так и социальных факторов.
Важную роль играют задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности, создающие предпосылки для развития определенных способностей. Они могут проявляться, например, в повышенной чувствительности сенсорных систем, подвижности нервных процессов, силе возбуждения и торможения и т.д. Задатки сами по себе еще не гарантируют появление таланта, но они создают благоприятные условия для этого.
Структура способностей
Существует несколько подходов к анализу внутренней структуры способностей человека. Рассмотрим основные из них.
По мнению В.Д. Шадрикова, в структуре любых способностей можно выделить:
- функциональные механизмы, основанные на индивидуальных особенностях мозга;
- операционные механизмы - система интеллектуальных операций, освоенных в процессе обучения;
- регулирующие механизмы - система внешних и внутренних побудителей, позволяющих управлять собственными способностями.
Таким образом, развитие способностей, с этой точки зрения, заключается в совершенствовании данных механизмов - как врожденных, так и приобретенных.
Другой видный отечественный психолог, Р. Стернберг, в структуре способностей выделял два основных компонента:
- Интеллектуальные способности, отвечающие за решение различных задач;
- Неинтеллектуальные способности - мотивационные и личностные черты, позволяющие применять интеллекутальный потенциал.
То есть, по Стернбергу, для полноценной реализации способностей человека недостаточно одного только интеллекта, нужны еще внутренняя мотивация, воля к победе и другие важные качества.
Какие способности бывают. Виды и классификация способностей
Существует множество подходов к классификации способностей человека. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
По широте применения различают общие и специальные способности.
К общим относят, например, интеллект, креативность, способность к обучению. Они применимы в самых разных областях деятельности. Специальные способности (музыкальные, математические, литературные и т.д.) проявляются в какой-то конкретной сфере.
По происхождению принято делить способности на природные и социально обусловленные. К первым относятся задатки, заложенные генетически, ко вторым - навыки, приобретаемые в процессе развития и обучения.
Часто используется классификация по сферам применения способностей:
- интеллектуальные;
- художественные;
- лидерские;
- спортивные;
- социальные;
- практические.
По уровню реализации принято выделять способности:
- потенциальные - скрытые, еще не проявившиеся;
- актуальные - уже продемонстрированные на практике.
Еще один распространенный подход - деление способностей на группы по психическим функциональным системам, в работу которых они вовлечены:
- когнитивные (познавательные);
- креативные (творческие);
- коммуникативные;
- организационные;
- конструктивные;
- художественные;
- психомоторные (двигательные).
Любые конкретные способности представляют собой сложное явление, включающее целый комплекс разных компонентов. Например, в структуре математических способностей можно выделить:
- способность к формализации математических объектов;
- гибкость и вариативность мышления;
- схватывание формальной структуры задачи;
- обобщенное числовое чувство;
- пространственные представления;
- логическое мышление;
- способность к свертыванию мыслительных операций и др.
Уровни развития способностей
Различают несколько уровней развития способностей.
По типу мышления выделяют:
- Наглядно-действенное мышление (характерно для детей);
- Наглядно-образное (способность мыслить образами и картинами);
- Словесно-логическое (абстрактно-логическое).
По способности к творчеству различают три основных уровня:
- Репродуктивный (человек может лишь копировать и повторять);
- Эвристический (способен решать типовые задачи);
- Креативный (творческий, способен к нестандартным решениям).
Высшими уровнями одаренности являются талант и гений. Между ними есть качественные различия. Талантливый человек создает оригинальные произведения и решения, гениальный - простые и изящные, будто само собой разумеющиеся.
Какие способности бывают. Взаимосвязь способностей и других личностных качеств
Способности тесно взаимодействуют с другими сторонами личности человека.
Так, они тесно связаны с потребностями. Часто одна и та же способность может удовлетворять совершенно разные потребности. И наоборот, одна потребность может реализовываться через различные способности.
Способности также тесно переплетены с такими личностными качествами, как характер, темперамент, воля. Например, застенчивость может тормозить реализацию актерского или ораторского таланта, а целеустремленность усиливает шансы на успех.
Большую роль играют интересы и мотивация. Яркий интерес к деятельности запускает соответствующие способности, а внутренняя мотивация заставляет развивать их всю жизнь.
Какие бывают виды способностей. Развитие способностей
Как уже отмечалось, способности не являются врожденным и неизменным качеством. Они формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека.
Общая схема развития способностей такова:
- Задатки → Потенциальные способности →
- Реализация в деятельности → Актуальные способности →
- Совершенствование способностей → Талант/одаренность → Гениальность.
При этом существуют сенситивные (чувствительные) периоды, когда определенные способности лучше всего поддаются развитию. Например, языковые и музыкальные способности интенсивно растут в раннем возрасте.
Основные направления развития способностей:
- выявление скрытых талантов и склонностей;
- приобретение необходимых знаний, умений и навыков (компетенций) в интересной для человека сфере;
- совершенствование личностных и волевых качеств;
- постановка сложных целей и решение нестандартных задач в выбранной деятельности.
Огромную роль в развитии таланта играет собственная активность человека, а не только внешние воздействия. Нужно заниматься любимым делом с полной самоотдачей.
Творческое состояние как ресурс для реализации способностей
Для наиболее полного раскрытия способностей огромную роль играет творческое состояние человека, которое также называют вдохновением.
Это особое измененное состояние сознания, характеризующееся:
- высоким уровнем внутренней мотивации;
- яркими образами фантазии;
- ассоциативным мышлением;
- высвобождением скрытых ресурсов подсознания.
В этом состоянии человек способен к необычным открытиям и выдающимся достижениям в своей деятельности, о которых он и не подозревал в обычном режиме.
Существуют различные способы вызвать и поддержать творческое вдохновение:
- Слушать вдохновляющую музыку;
- Наблюдать за природой;
- Заниматься любимым хобби;
- Давать мозгу полноценный отдых и сон;
- Использовать творческие игры и техники;
- Общаться с людьми, которые вас вдохновляют.
Какие способности бывают. Рекомендации по развитию способностей
Для эффективного развития собственных способностей полезно придерживаться следующих общих рекомендаций:
- Выявляйте и анализируйте свои таланты, склонности и достижения.
- Ставьте перед собой сложные, но достижимые цели в выбранных сферах.
- Регулярно тренируйте и совершенствуйте нужные навыки.
- Изучайте передовой опыт и достижения в данной области.
- Не бойтесь экспериментировать и думать нестандартно.
Что касается конкретных способностей, существуют свои методики для развития интеллектуальных, творческих, коммуникативных, лидерских, спортивных и других талантов. Подбирайте те, которые соответствуют вашим интересам и целям.
Не бросайте занятия при появлении трудностей. Помните, что путь к выдающимся результатам не бывает легким. Но оно того стоит!
Преодоление трудностей и барьеров в развитии способностей
На пути реализации и развития способностей часто возникают различные сложности и барьеры - как внешние, так и внутренние.
К внешним трудностям можно отнести:
- нехватку ресурсов и условий для занятий;
- критику окружающих;
- высокую конкуренцию в выбранной сфере.
А к внутренним:
- низкую мотивацию и веру в себя;
- страх неудачи;
- перфекционизм и чрезмерную самокритичность.
Чтобы преодолевать эти сложности, важно:
- Сохранять внутреннюю мотивацию и интерес;
- Работать над уверенностью в себе;
- Не бояться критики и неудач;
- Искать единомышленников и получать поддержку.
Исторические примеры развития выдающихся способностей
В истории немало примеров того, как люди добивались колоссальных результатов и вошли в историю благодаря развитию своих талантов. К примеру:
- А.С. Пушкин - с детства писал стихи, совершенствовал поэтическое мастерство всю жизнь;
- В.А. Моцарт - уже в 5 лет начал сочинять музыку, позднее много экспериментировал и творил;
- А. Эйнштейн - с юности много читал философские и научные книги, развивал креативное научное мышление.
Их пример вдохновляет и доказывает, что при целеустремленности и трудолюбии человек способен вырастить свой талант до невероятных высот и войти в историю.
Заключение по теме развития способностей
Итак, мы рассмотрели сущность способностей, их структуру, классификацию и уровни. Выяснили, как тесно способности связаны с другими качествами личности, и как их можно выявлять и развивать в течение жизни.
Главное - это найти то, что по-настоящему нравится и интересует. И дальше совершенствовать выбранные способности с полной самоотдачей. Тогда можно достичь по-настоящему выдающихся высот в любимом деле.