Какие способности бывают и как их развить?

Способности играют огромную роль в нашей жизни. Они во многом определяют, насколько успешными мы можем быть в той или иной сфере деятельности. Давайте разберемся, что представляют собой способности, какие они бывают, и как можно развивать свой потенциал.

Определение способностей

Согласно классическому определению Б.М. Теплова, способности - это свойства личности, являющиеся условием успешного осуществления определенного рода деятельности.

Для того, чтобы считать некое качество способностью, оно должно удовлетворять трем критериям:

  • обеспечивать успешность выполнения деятельности;
  • иметь индивидуальный характер;
  • проявляться в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

То есть способности - это не просто врожденные задатки, а приобретенные в процессе жизни и деятельности индивидуальные качества, позволяющие достигать высоких результатов. У каждого человека свой уникальный набор способностей.

Способности проявляются по-разному в зависимости от сферы деятельности. К примеру, для программиста важно логическое и алгоритмическое мышление, для дизайнера - художественный вкус и пространственное воображение, для менеджера - коммуникативные и организаторские склонности.

В науке бытуют разные взгляды на природу способностей. Одни считают, что они в основном заданы генетически и мало поддаются развитию. Другие убеждены в преимущественном влиянии воспитания и среды. На самом деле, способности формируются в процессе жизни под воздействием как наследственности, так и социальных факторов.

Важную роль играют задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности, создающие предпосылки для развития определенных способностей. Они могут проявляться, например, в повышенной чувствительности сенсорных систем, подвижности нервных процессов, силе возбуждения и торможения и т.д. Задатки сами по себе еще не гарантируют появление таланта, но они создают благоприятные условия для этого.

Структура способностей

Существует несколько подходов к анализу внутренней структуры способностей человека. Рассмотрим основные из них.

По мнению В.Д. Шадрикова, в структуре любых способностей можно выделить:

  • функциональные механизмы, основанные на индивидуальных особенностях мозга;
  • операционные механизмы - система интеллектуальных операций, освоенных в процессе обучения;
  • регулирующие механизмы - система внешних и внутренних побудителей, позволяющих управлять собственными способностями.

Таким образом, развитие способностей, с этой точки зрения, заключается в совершенствовании данных механизмов - как врожденных, так и приобретенных.

Другой видный отечественный психолог, Р. Стернберг, в структуре способностей выделял два основных компонента:

  1. Интеллектуальные способности, отвечающие за решение различных задач;
  2. Неинтеллектуальные способности - мотивационные и личностные черты, позволяющие применять интеллекутальный потенциал.

То есть, по Стернбергу, для полноценной реализации способностей человека недостаточно одного только интеллекта, нужны еще внутренняя мотивация, воля к победе и другие важные качества.

Какие способности бывают. Виды и классификация способностей

Существует множество подходов к классификации способностей человека. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

По широте применения различают общие и специальные способности.

К общим относят, например, интеллект, креативность, способность к обучению. Они применимы в самых разных областях деятельности. Специальные способности (музыкальные, математические, литературные и т.д.) проявляются в какой-то конкретной сфере.

По происхождению принято делить способности на природные и социально обусловленные. К первым относятся задатки, заложенные генетически, ко вторым - навыки, приобретаемые в процессе развития и обучения.

Часто используется классификация по сферам применения способностей:

  • интеллектуальные;
  • художественные;
  • лидерские;
  • спортивные;
  • социальные;
  • практические.

По уровню реализации принято выделять способности:

  1. потенциальные - скрытые, еще не проявившиеся;
  2. актуальные - уже продемонстрированные на практике.

Еще один распространенный подход - деление способностей на группы по психическим функциональным системам, в работу которых они вовлечены:

  • когнитивные (познавательные);
  • креативные (творческие);
  • коммуникативные;
  • организационные;
  • конструктивные;
  • художественные;
  • психомоторные (двигательные).

Любые конкретные способности представляют собой сложное явление, включающее целый комплекс разных компонентов. Например, в структуре математических способностей можно выделить:

  • способность к формализации математических объектов;
  • гибкость и вариативность мышления;
  • схватывание формальной структуры задачи;
  • обобщенное числовое чувство;
  • пространственные представления;
  • логическое мышление;
  • способность к свертыванию мыслительных операций и др.
Программист пишет код

Уровни развития способностей

Различают несколько уровней развития способностей.

По типу мышления выделяют:

  1. Наглядно-действенное мышление (характерно для детей);
  2. Наглядно-образное (способность мыслить образами и картинами);
  3. Словесно-логическое (абстрактно-логическое).

По способности к творчеству различают три основных уровня:

  1. Репродуктивный (человек может лишь копировать и повторять);
  2. Эвристический (способен решать типовые задачи);
  3. Креативный (творческий, способен к нестандартным решениям).

Высшими уровнями одаренности являются талант и гений. Между ними есть качественные различия. Талантливый человек создает оригинальные произведения и решения, гениальный - простые и изящные, будто само собой разумеющиеся.

Какие способности бывают. Взаимосвязь способностей и других личностных качеств

Способности тесно взаимодействуют с другими сторонами личности человека.

Так, они тесно связаны с потребностями. Часто одна и та же способность может удовлетворять совершенно разные потребности. И наоборот, одна потребность может реализовываться через различные способности.

Способности также тесно переплетены с такими личностными качествами, как характер, темперамент, воля. Например, застенчивость может тормозить реализацию актерского или ораторского таланта, а целеустремленность усиливает шансы на успех.

Большую роль играют интересы и мотивация. Яркий интерес к деятельности запускает соответствующие способности, а внутренняя мотивация заставляет развивать их всю жизнь.

Легкоатлетка занимается прыжками с шестом

Какие бывают виды способностей. Развитие способностей

Как уже отмечалось, способности не являются врожденным и неизменным качеством. Они формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека.

Общая схема развития способностей такова:

  1. Задатки → Потенциальные способности →
  2. Реализация в деятельности → Актуальные способности →
  3. Совершенствование способностей → Талант/одаренность → Гениальность.

При этом существуют сенситивные (чувствительные) периоды, когда определенные способности лучше всего поддаются развитию. Например, языковые и музыкальные способности интенсивно растут в раннем возрасте.

Основные направления развития способностей:

  • выявление скрытых талантов и склонностей;
  • приобретение необходимых знаний, умений и навыков (компетенций) в интересной для человека сфере;
  • совершенствование личностных и волевых качеств;
  • постановка сложных целей и решение нестандартных задач в выбранной деятельности.

Огромную роль в развитии таланта играет собственная активность человека, а не только внешние воздействия. Нужно заниматься любимым делом с полной самоотдачей.

Творческое состояние как ресурс для реализации способностей

Для наиболее полного раскрытия способностей огромную роль играет творческое состояние человека, которое также называют вдохновением.

Это особое измененное состояние сознания, характеризующееся:

  • высоким уровнем внутренней мотивации;
  • яркими образами фантазии;
  • ассоциативным мышлением;
  • высвобождением скрытых ресурсов подсознания.

В этом состоянии человек способен к необычным открытиям и выдающимся достижениям в своей деятельности, о которых он и не подозревал в обычном режиме.

Существуют различные способы вызвать и поддержать творческое вдохновение:

  1. Слушать вдохновляющую музыку;
  2. Наблюдать за природой;
  3. Заниматься любимым хобби;
  4. Давать мозгу полноценный отдых и сон;
  5. Использовать творческие игры и техники;
  6. Общаться с людьми, которые вас вдохновляют.

Какие способности бывают. Рекомендации по развитию способностей

Для эффективного развития собственных способностей полезно придерживаться следующих общих рекомендаций:

  • Выявляйте и анализируйте свои таланты, склонности и достижения.
  • Ставьте перед собой сложные, но достижимые цели в выбранных сферах.
  • Регулярно тренируйте и совершенствуйте нужные навыки.
  • Изучайте передовой опыт и достижения в данной области.
  • Не бойтесь экспериментировать и думать нестандартно.

Что касается конкретных способностей, существуют свои методики для развития интеллектуальных, творческих, коммуникативных, лидерских, спортивных и других талантов. Подбирайте те, которые соответствуют вашим интересам и целям.

Не бросайте занятия при появлении трудностей. Помните, что путь к выдающимся результатам не бывает легким. Но оно того стоит!

Преодоление трудностей и барьеров в развитии способностей

На пути реализации и развития способностей часто возникают различные сложности и барьеры - как внешние, так и внутренние.

К внешним трудностям можно отнести:

  • нехватку ресурсов и условий для занятий;
  • критику окружающих;
  • высокую конкуренцию в выбранной сфере.

А к внутренним:

  • низкую мотивацию и веру в себя;
  • страх неудачи;
  • перфекционизм и чрезмерную самокритичность.

Чтобы преодолевать эти сложности, важно:

  1. Сохранять внутреннюю мотивацию и интерес;
  2. Работать над уверенностью в себе;
  3. Не бояться критики и неудач;
  4. Искать единомышленников и получать поддержку.

Исторические примеры развития выдающихся способностей

В истории немало примеров того, как люди добивались колоссальных результатов и вошли в историю благодаря развитию своих талантов. К примеру:

  • А.С. Пушкин - с детства писал стихи, совершенствовал поэтическое мастерство всю жизнь;
  • В.А. Моцарт - уже в 5 лет начал сочинять музыку, позднее много экспериментировал и творил;
  • А. Эйнштейн - с юности много читал философские и научные книги, развивал креативное научное мышление.

Их пример вдохновляет и доказывает, что при целеустремленности и трудолюбии человек способен вырастить свой талант до невероятных высот и войти в историю.

Заключение по теме развития способностей

Итак, мы рассмотрели сущность способностей, их структуру, классификацию и уровни. Выяснили, как тесно способности связаны с другими качествами личности, и как их можно выявлять и развивать в течение жизни.

Главное - это найти то, что по-настоящему нравится и интересует. И дальше совершенствовать выбранные способности с полной самоотдачей. Тогда можно достичь по-настоящему выдающихся высот в любимом деле.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.