Какие знания бывают: виды и определения

Знания играют важную роль в жизни каждого человека. Они помогают ориентироваться в окружающем мире, принимать обоснованные решения, добиваться успеха в профессии и личной жизни.

профессор у доски

Донаучные знания

Донаучные знания формируются в повседневной жизни на основе личного опыта и наблюдений. К ним относятся обыденные представления, различные приметы и поверья .

Например, если человек заметил, что перед дождем кошка прячется в укромные места, он может сделать вывод: если кошка прячется - скоро пойдет дождь. Это донаучное знание, основанное на наблюдении и личном опыте.

Такие знания помогают человеку ориентироваться в повседневных ситуациях, но они часто бывают приблизительными и неточными.

Достоинства донаучных знаний:

  • Простота и доступность.
  • Быстрое получение.
  • Связь с личным опытом.

Недостатки:

  1. Неточность и погрешности.
  2. Ограниченность.
  3. Субъективность.

Таким образом, донаучные знания помогают в быту, но они не могут решить более сложные задачи.

книга с текстом

Ненаучные знания

В отличие от донаучных знаний, ненаучные знания сознательно искажают реальность. К ним относятся:

  • Мифологические знания.
  • Религиозные догмы.
  • Лженаучные теории.
Вид знаний Пример
Мифологические Гороскопы, магия
Религиозные Рай и ад, творение мира
Лженаучные Шарлатанские методы лечения

Ненаучные знания опасны тем, что вводят людей в заблуждение. Они могут повлечь неправильные решения или даже нанести вред здоровью.

Научные знания

Еще какие бывают знания? В отличие от ненаучных теорий, научные знания основываются на фактах, которые можно проверить и воспроизвести. К их числу относятся:

  1. Эмпирические знания, полученные в ходе наблюдений и экспериментов.
  2. Теоретические знания - научные теории, концепции, законы.

Например, законы Ньютона, периодическая таблица Менделеева, теория относительности Эйнштейна - это научные знания, подтвержденные многократно на практике.

Важные критерии научности:
- Доказательность. - Воспроизводимость. - Способность опровергнуть.

Благодаря строгим критериям, научные знания являются объективными и позволяют решать сложные теоретические и практические задачи в различных сферах деятельности.

Этапы развития научного знания

Как уже говорилось, научные знания отличаются объективностью и строгой доказательностью. Но они не возникают сразу в завершенном виде. Научные знания проходят в своем развитии несколько этапов:

  1. Накопление первичных эмпирических данных путем наблюдений и экспериментов.
  2. Выдвижение гипотез и теорий, объясняющих полученные факты.
  3. Проверка теорий на практике, уточнение и доработка теорий.
  4. Формулирование научных законов и закономерностей.

Зачастую первые научные концепции содержат ошибки и неточности. Например, геоцентрическая система Птолемея была вытеснена гелиоцентрической моделью Коперника после того, как накопилось множество фактов, которые первая модель не могла объяснить.

Формы научного знания

Какие бывают знания? Научные знания выражаются в различных формах. К наиболее распространенным относятся:

  • Научные статьи с описанием экспериментальных данных.
  • Обзорные научные статьи и монографии.
  • Учебники и научно-популярная литература.
  • Доклады и тезисы научных конференций.
  • Патенты на изобретения.

Кроме того, результаты научных исследований могут представляться в виде формул, графиков, таблиц, схем и моделей. Например, периодическая система химических элементов.

Распространение научных знаний

Для того, чтобы новые научные открытия становились достоянием всего человечества, необходимо эффективно распространять знания между странами и поколениями ученых. Этому способствуют:

  1. Научные журналы и конференции.
  2. Система подготовки научных кадров в университетах и институтах.
  3. Наукометрические базы данных.
  4. Онлайн-репозитории с открытым доступом к публикациям.

Однако при передаче знаний возможны различные искажения информации. Эту проблему и пути ее решения мы рассмотрим далее.

Искажение знаний при тиражировании

К сожалению, далеко не все транслируемые в обществе знания являются строго научными и достоверными. Причин этому несколько:

  • Недобросовестность некоторых авторов.

К сожалению, не все авторы научных публикаций действуют добросовестно. Они могут сознательно искажать или фабриковать данные ради получения выгоды.

Например, некоторые компании оплачивают исследования, которые должны показать безопасность и эффективность их продукции. Если результат не выгоден заказчику, он может заставить авторов его скрыть или сфальсифицировать.

  • Некомпетентность популяризаторов.

Даже если первоначальные научные данные объективны и достоверны, они могут быть искажены на этапе популяризации.

Некомпетентные журналисты, блогеры или авторы псевдонаучных книг нередко вырывают результаты из контекста, упрощают, преувеличивают или добавляют от себя сомнительные трактовки.

  • Непонимание широкой аудиторией.

Зачастую даже при корректном освещении научной информации, широкая аудитория не может ее правильно понять из-за недостатка базовых знаний.

Например, сложные математические модели или нестандартные научные концепции могут быть неверно истолкованы и перетолкованы впоследствии.

  • Распространение лженауки.

Отдельную опасность представляет намеренное распространение лженаучных идей различными деструктивными группами.

Классический пример - отрицание научного факта эволюции человека и активная пропаганда креационизма в некоторых религиозных сообществах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.