Знания играют важную роль в жизни каждого человека. Они помогают ориентироваться в окружающем мире, принимать обоснованные решения, добиваться успеха в профессии и личной жизни.
Донаучные знания
Донаучные знания формируются в повседневной жизни на основе личного опыта и наблюдений. К ним относятся обыденные представления, различные приметы и поверья .
Например, если человек заметил, что перед дождем кошка прячется в укромные места, он может сделать вывод: если кошка прячется - скоро пойдет дождь. Это донаучное знание, основанное на наблюдении и личном опыте.
Такие знания помогают человеку ориентироваться в повседневных ситуациях, но они часто бывают приблизительными и неточными.
Достоинства донаучных знаний:
- Простота и доступность.
- Быстрое получение.
- Связь с личным опытом.
Недостатки:
- Неточность и погрешности.
- Ограниченность.
- Субъективность.
Таким образом, донаучные знания помогают в быту, но они не могут решить более сложные задачи.
Ненаучные знания
В отличие от донаучных знаний, ненаучные знания сознательно искажают реальность. К ним относятся:
- Мифологические знания.
- Религиозные догмы.
- Лженаучные теории.
Вид знаний | Пример |
Мифологические | Гороскопы, магия |
Религиозные | Рай и ад, творение мира |
Лженаучные | Шарлатанские методы лечения |
Ненаучные знания опасны тем, что вводят людей в заблуждение. Они могут повлечь неправильные решения или даже нанести вред здоровью.
Научные знания
Еще какие бывают знания? В отличие от ненаучных теорий, научные знания основываются на фактах, которые можно проверить и воспроизвести. К их числу относятся:
- Эмпирические знания, полученные в ходе наблюдений и экспериментов.
- Теоретические знания - научные теории, концепции, законы.
Например, законы Ньютона, периодическая таблица Менделеева, теория относительности Эйнштейна - это научные знания, подтвержденные многократно на практике.
Важные критерии научности:
- Доказательность. - Воспроизводимость. - Способность опровергнуть.
Благодаря строгим критериям, научные знания являются объективными и позволяют решать сложные теоретические и практические задачи в различных сферах деятельности.
Этапы развития научного знания
Как уже говорилось, научные знания отличаются объективностью и строгой доказательностью. Но они не возникают сразу в завершенном виде. Научные знания проходят в своем развитии несколько этапов:
- Накопление первичных эмпирических данных путем наблюдений и экспериментов.
- Выдвижение гипотез и теорий, объясняющих полученные факты.
- Проверка теорий на практике, уточнение и доработка теорий.
- Формулирование научных законов и закономерностей.
Зачастую первые научные концепции содержат ошибки и неточности. Например, геоцентрическая система Птолемея была вытеснена гелиоцентрической моделью Коперника после того, как накопилось множество фактов, которые первая модель не могла объяснить.
Формы научного знания
Какие бывают знания? Научные знания выражаются в различных формах. К наиболее распространенным относятся:
- Научные статьи с описанием экспериментальных данных.
- Обзорные научные статьи и монографии.
- Учебники и научно-популярная литература.
- Доклады и тезисы научных конференций.
- Патенты на изобретения.
Кроме того, результаты научных исследований могут представляться в виде формул, графиков, таблиц, схем и моделей. Например, периодическая система химических элементов.
Распространение научных знаний
Для того, чтобы новые научные открытия становились достоянием всего человечества, необходимо эффективно распространять знания между странами и поколениями ученых. Этому способствуют:
- Научные журналы и конференции.
- Система подготовки научных кадров в университетах и институтах.
- Наукометрические базы данных.
- Онлайн-репозитории с открытым доступом к публикациям.
Однако при передаче знаний возможны различные искажения информации. Эту проблему и пути ее решения мы рассмотрим далее.
Искажение знаний при тиражировании
К сожалению, далеко не все транслируемые в обществе знания являются строго научными и достоверными. Причин этому несколько:
- Недобросовестность некоторых авторов.
К сожалению, не все авторы научных публикаций действуют добросовестно. Они могут сознательно искажать или фабриковать данные ради получения выгоды.
Например, некоторые компании оплачивают исследования, которые должны показать безопасность и эффективность их продукции. Если результат не выгоден заказчику, он может заставить авторов его скрыть или сфальсифицировать.
- Некомпетентность популяризаторов.
Даже если первоначальные научные данные объективны и достоверны, они могут быть искажены на этапе популяризации.
Некомпетентные журналисты, блогеры или авторы псевдонаучных книг нередко вырывают результаты из контекста, упрощают, преувеличивают или добавляют от себя сомнительные трактовки.
- Непонимание широкой аудиторией.
Зачастую даже при корректном освещении научной информации, широкая аудитория не может ее правильно понять из-за недостатка базовых знаний.
Например, сложные математические модели или нестандартные научные концепции могут быть неверно истолкованы и перетолкованы впоследствии.
- Распространение лженауки.
Отдельную опасность представляет намеренное распространение лженаучных идей различными деструктивными группами.
Классический пример - отрицание научного факта эволюции человека и активная пропаганда креационизма в некоторых религиозных сообществах.