Социальное благополучие - это гармоничное взаимодействие личности и общества. Но как его достичь в современном мире? Новые теории дают неожиданные ответы.
Сущность социального благополучия
Что такое социальное благополучие? Это определенное состояние удовлетворенности условиями жизни , ощущение гармонии с окружающим миром. Благополучие тесно связано с такими понятиями как качество жизни, жизненный уровень, счастье.
Социальное благополучие зависит от многих факторов:
- экономическое положение человека и общества;
- состояние окружающей среды;
- возможности самореализации;
- ощущение безопасности;
- качество социальных связей и коммуникаций.
Но решающую роль играют ценностные ориентации человека, его представления о смысле жизни. Поэтому благополучие не сводится только к материальному достатку.
История теорий социального благополучия
Впервые вопрос о природе блага поднимали древнегреческие философы. Для Сократа высшим благом было добродетельное поведение. Аристотель считал, что счастье достигается в общественно-полезной деятельности. Стоики проповедовали внутреннюю свободу человека как залог благополучия.
В христианстве сформировались представления о благе как следовании божественному замыслу, жизни в истинной вере и любви к ближнему.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3)
В Новое время в трактовках социального блага делается акцент на служении обществу, государству, улучшении жизни людей через просвещение и реформы.
Т. Гоббс | Благополучие в мире и порядке, которые обеспечивает сильное государство |
Д. Дидро | Прогресс через распространение знаний |
В российской философии были сильны представления о социальном благе как духовном возвышении человека и общества. Отмечалась роль нравственных норм христианства, общинности, национальных традиций.
Так постепенно складывались различные взгляды на природу социального благополучия. Но единого не возникло.
Новый подход к пониманию социального благополучия
Современные теории предлагают по-новому взглянуть на социальное благополучие. Главное - рассматривать его комплексно, с учетом взаимосвязи личности, общества и культурной традиции.
Это называют антропосоциетальным базисом. Он включает:
- Личностные интенции человека, его ценностные ориентации;
- Эффект культурной преемственности - передачу традиций и норм;
- Создание государством и обществом условий для развития человека.
Такой подход позволяет оценить как материальные, так и духовные аспекты благополучия. И выработать интегральный критерий, где учитываются разные факторы.
Например, в России таким показателем мог бы стать индекс, отражающий не только доходы населения. Но и состояние института семьи, культуры, межнациональных отношений, экологии и других важных сфер.