Исследование структуры политенных хромосом помогает понять функции генетического материала

Исследование политенных хромосом - уникальный шанс заглянуть внутрь клетки и увидеть процессы, происходящие с генетическим материалом живых организмов. Как строится и функционирует наследственность? В этой статье мы разберем основные этапы изучения гигантских хромосом насекомых и то, как эти исследования помогают понять работу генов.

Открытие политенных хромосом

Политенные хромосомы были впервые описаны французским биологом Эдуардом-Жераром Бальбиани в 1881 году. Он обнаружил эти уникальные структуры в клетках слюнных желез комара-звонца Chironimus.

Впервые политенные хромосомы были описаны Эдуардом-Жераром Бальбиани (фр. Édouard-Gérard Balbiani) в 1881 году в клетках слюнных желез представителя рода Chironimus из семейства комары-звонцы (Chironomidae) [3].

Однако природа этих объектов долгое время оставалась неясной. Только в 1930-х годах благодаря работам Эмиля Хайтца и Ханса Бауэра удалось понять, что это за структуры.

Терминология

Термин "политенные хромосомы" был предложен П. Коллером в 1935 году, а в 1937 году его окончательно ввел в научный оборот С. Дарлингтон.

Голова личинки дрозофилы с политенными хромосомами

Дальнейшие открытия

В дальнейшем гигантские хромосомы были обнаружены и у других организмов, в том числе:

• у личинок двукрылых насекомых в клетках кишечника, мальпигиевых сосудов;
  • у растений в клетках, связанных с развитием зародыша (например, горох);
  • у инфузорий при формировании макронуклеуса.
Политенные хромосомы среди джунглей

Значение открытия

Открытие политенных хромосом дало ученым уникальную возможность детально изучить строение хромосом в живой клетке. В частности:

1. Было выполнено картирование хромосом (Кэлвин Бриджес, 1935 год);
  2. Появилась возможность визуализировать активные и неактивные участки хроматина;
  3. Можно изучать общую структуру хроматина в действии.

Строение политенных хромосом

Политенные хромосомы значительно отличаются по своим размерам и строению от обычных хромосом. Рассмотрим их особенности подробнее.

Размеры

Политенные хромосомы в 100-200 раз длиннее и в 1000 раз толще, чем хромосомы обычных клеток. Например, общая длина 4 пар хромосом в слюнных железах дрозофилы составляет 2000 мкм, тогда как в соматических клетках эта величина равна всего 7,5 мкм.

Поперечная исчерченность

Характерной особенностью политенных хромосом является их поперечная исчерченность. Она обусловлена чередованием участков с разной степенью спирализации - так называемых хромомеров. В темных дисках хроматин наиболее плотно упакован, а светлые участки соответствуют раскрытым областям с высокой транскрипционной активностью.

Функционирование политенных хромосом

Политенные хромосомы образуются в результате многократной репликации ДНК без последующего деления клетки (процесс эндомитоза). Важную роль в регуляции этого процесса играют:

• Стероидные гормоны, в частности экдизон;
  • Белки, синтезированные ранее активированными генами.

Дифференциальная экспрессия генов

В политенных хромосомах наблюдается ярко выраженная дифференциальная экспрессия генов. Это проявляется в локальной декомпактизации хроматина и формировании структур, называемых пуфами и кольцами Бальбиани.

Повышенная экспрессия генов

Благодаря наличию многочисленных копий генов в политенных хромосомах значительно усиливается их экспрессия по сравнению с обычными клетками. Это необходимо, например, для выработки большого количества специфических белков в клетках слюнных желез дрозофилы.

Междисковые участки

Междисковые участки политенных хромосом соответствуют декомпактизованному хроматину с высокой транскрипционной активностью. В этих областях сосредоточены регуляторные элементы генома и промоторы конститутивно активных генов.

Исследовательский потенциал

Уникальные свойства политенных хромосом открывают широкие возможности для исследований структуры и функционирования хромосом и генов, в частности:

• Картирование генов и их функционально важных участков;
  • Изучение общей организации хроматина;
  • Идентификация видов насекомых по структуре хромосом.

Структура четвертой хромосомы дрозофилы

Четвертая хромосома дрозофилы обладает уникальным белковым составом хроматина и нетипичной организацией. Тем не менее, исследования показали, что принцип ее дисковой структуры в целом соответствует остальному геному:

• Междиски обогащены декомпактизованным транскрипционно активным хроматином;
  • Диски содержат более компактный хроматин с преимущественно кодирующими участками генов.

Особенности организации длинных генов

Длинные гены могут занимать серию из нескольких чередующихся дисков и междисков на протяжении политенной хромосомы. Например, ген длиной 100 тыс. пар оснований может включать в себя:

1. Транскрипционно активный промотор в междиске;
  2. Участок кодирующей последовательности в сером диске;
  3. Интрон в следующем междиске;
  4. Опять кодирующий участок в сером диске и т.д.

Таким образом, организация длинных генов тесно связана с дисковой структурой политенных хромосом.

Политенные хромосомы у других организмов

Политенные хромосомы были обнаружены не только у дрозофилы, но и у некоторых других насекомых и растений.

• У личинок комаров-звонцов (Chironomidae) в слюнных железах формируются особые структуры - пуфы и кольца Бальбиани. Образование и исчезновение пуфов регулируется гормонами и отражает стадию развития.
  • У растений гигантские хромосомы возникают в клетках, участвующих в развитии зародыша. Например, у гороха они описаны в синергидном ядре.
  • Политенные хромосомы в макронуклеусе характерны для некоторых видов инфузорий.

Таким образом, политенная структура хромосом не является исключительно признаком дрозофилы, а встречается у животных и растений с различной организацией генома.

Перспективы дальнейшего изучения

Политенные хромосомы доказали свою эффективность в качестве модели для изучения функционирования генетического аппарата клетки. С применением современных молекулярно-генетических и цитологических методов открываются новые возможности для дальнейших исследований с использованием этой уникальной системы.