Смоленский авиационный завод - одно из старейших предприятий авиастроения в России с богатой историей. Основанный в 1926 году, за почти вековую историю он произвел тысячи самолетов, внес вклад в Победу в Великой Отечественной войне, а сегодня продолжает разрабатывать и выпускать авиационную технику.
История завода
Идея организации в Смоленске авиационного завода принадлежит М.Н. Тухачевскому. Будучи командующим войсками Западного фронта, он в 1923 году обратился в Смоленский губисполком с просьбой оказать помощь в оборудовании аэродрома и размещении ремонтных мастерских, которые должны были стать основой будущего авиазавода.
Уже в 1926 году началось строительство Смоленского ремонтно-авиационного завода No 3. Были возведены основные цеха и производственные корпуса. 8 ноября 1926 года состоялось торжественное открытие завода. В том же году отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и авиадвигателей.
Постепенно завод перешел от единичного ремонта к серийному. Были введены в строй новые цеха, расширились объемы и номенклатура выпускаемой продукции. В 1928 году Ремонтно-авиационный завод No 3 был переименован в Завод No 35.
В 1934 году на базе завода было размещено Бюро особых конструкций (БОК) под руководством В.А. Чижевского. Основным направлением работы этого подразделения стала разработка стратосферных самолетов. Однако в 1938 году БОК было переведено в Подлипки Московской области.
В 1938-1939 гг. по заказу экспедиции завод изготовил несколько экземпляров модифицированного разведывательного самолета Р-5 для работы в Арктике.
Эвакуация в годы Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на восток. Уже 7 июля 1941 года первая группа рабочих прибыла в Куйбышев, где на базе эвакуированного оборудования развернулось строительство авиационного завода No 122 (впоследствии - завод "Прогресс").
Более 500 работников Смоленского авиазавода ушли добровольцами на фронт, многие трудились в составе авиаремонтных полевых бригад. Эвакуированные станки и оснастка позволили в кратчайшие сроки наладить в Куйбышеве выпуск штурмовиков Ил-2 для нужд фронта.
Восстановление завода
После освобождения Смоленска в 1943 году началось восстановление разрушенного предприятия. Указом ГКО от февраля 1944 года заводу было поручено возобновить ремонт авиационной техники. Уже весной 1944 года на открытых площадках налажен ремонт самолетов Ил-2, Ла-5, Як-7 прямо под открытым небом. Восстановленные машины сразу отправлялись в действующую армию.
В послевоенные годы предприятие постепенно наращивало объемы и расширяло номенклатуру выпускаемой продукции. К 1956 году завод достиг довоенных показателей. Были освоены выпуск аэродромного оборудования, тележек для реактивных самолетов, агрегатов для новых типов боевых машин.
Освоение производства новых типов авиатехники
В 1954 году завод получил ответственное задание по освоению производства перспективных образцов авиатехники. Были созданы новые цеха: плазово-шаблонный, стапельный, агрегатно-сборочный, заготовительно-штамповочный.
В конце 1950-х годов Смоленский авиационный завод принимал участие в подготовке производства и изготовлении отдельных агрегатов для нового пассажирского лайнера Ил-62. Также была выпущена опытная партия элементов крыла и оперения для реактивного учебно-тренировочного самолета Як-36.
Выпуск учебно-тренировочных самолетов
В 1970-е годы предприятие освоило серийное производство учебно-тренировочных самолетов конструкции ОКБ Яковлева. В 1972 году началась подготовка к выпуску Як-18Т. Этот легкий двухместный моноплан с 1973 по 1983 год выпускался большими сериями на экспорт и для отечественных авиаучилищ.
В 1973-1974 гг. также была изготовлена опытная партия элементов крыла для нового пилотажного самолета Як-50, предназначенного для тренировки летчиков ВВС и авиации ВМФ.
Участие в программе Як-42
Одним из важнейших этапов в истории завод стало освоение производства компонентов для регионального пассажирского самолета Як-42 по заказу ОКБ им. Яковлева.
В 1975 году к XXV съезду КПСС коллектив предприятия досрочно изготовил комплект крыла, хвостового оперения и мотогондолы для первых опытных экземпляров Як-42. Серийное производство этих агрегатов было налажено в 1976-1982 гг. Кроме того, Смоленский авиазавод выпустил несколько готовых самолетов Як-42, которые использовались для испытаний и сертификации.
Участие в создании Многоцелевой авиационно-космической системы "Буран"
Новой вехой в истории предприятия стало участие в советской космической программе "Энергия-Буран". С 1980 года Смоленский авиазавод приступил к производству ряда агрегатов для многоразового космического корабля "Буран": крыло, оперение, силовые шпангоуты фюзеляжа.
Работа над этим высокотехнологичным проектом позволила заводу значительно расширить производственно-технологическую базу и накопить большой опыт в области авиастроения.
В настоящее время завод занимается в основном ремонтом авиатехники.