Актуальные правила классификации и постройки морских судов

В 2023 году Российский морской регистр судоходства приступил к масштабному обновлению Правил классификации и постройки морских судов (ПКПС). Главная цель изменений - повышение безопасности мореплавания и эффективности судостроительной отрасли. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Общая информация о классификационных обществах в РФ

В России классификацией и освидетельствованием морских судов занимаются три организации:

  • Российский морской регистр судоходства (РМРС)
  • Российское классификационное общество (РКО)
  • Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС)

РМРС осуществляет классификацию судов, совершающих международные и внутренние рейсы. РКО ранее называлось Российским речным регистром и классифицировало суда для внутренних вод РФ. В 2022 году регистр сменил название и расширил сферу деятельности. ГИМС занимается маломерными судами некоммерческого назначения.

Между РМРС и РКО заключен договор о сотрудничестве. Оба классификационных общества находятся в ведении Минтранса России.

Необходимость регулярного обновления правил

Изменение правил классификации и постройки морских судов проводится на основе исследований и наблюдений за работой флота. Цель поправок - повышение безопасности и эффективности морской отрасли. В 2023 году особое внимание уделено разделению судов на конвенционные и неконвенционные:

  • Конвенционные суда совершают международные рейсы.
  • Неконвенционные суда работают во внутренних водах РФ.

Большинство изменений ПКПС касается именно неконвенционных судов. Для конвенционных бортов обновлено Руководство по применению отдельных глав Конвенции СОЛАС.

Инженер проверяет навигационное оборудование на мостике судна

Изменения в частях I, VI, VII, IX, XI, XIII, XV, XVII, XX ПКПС

В 2023 году в ряд частей Правил классификации и постройки морских судов были внесены следующие изменения:

Часть I

  • Уточнены требования к присвоению словесных характеристик.
  • Добавлены положения по присвоению знака ECO в символе класса.
Солнце встает над портом, много крупных прогулочных кораблей

Часть VI

  • Изменены требования к выбору типа систем пожаротушения.
  • Уточнены требования к системам пожарной сигнализации.

Часть VII

  • Добавлены требования по применению биотоплива.
  • Уточнены требования к системам хранения, подготовки и подачи топлива для потребителей с двигателями, работающими на дистиллятных видах топлива.

Новые правила для радиооборудования и навигационных устройств

Для радио- и навигационного оснащения судов введено разделение требований в зависимости от конвенционности:

  • На конвенционные суда распространяются Правила по оборудованию морских судов и Руководство по применению главы IV Конвенции СОЛАС.
  • Для неконвенционных судов действуют Правила по оборудованию морских судов, а Руководство СОЛАС носит рекомендательный характер.

Обновленные требования для маломерных судов

В отношении маломерных судов произошли следующие изменения Правил классификации и постройки морских судов:

  • Уточнены характеристики, позволяющие относить суда к маломерным.
  • Добавлен перечень типов маломерных судов, не подлежащих классификации.

Работа компании "Связь и Радионавигация" с обновленными правилами

Компания "Связь и Радионавигация" уполномочена РМРС и РКО на выполнение широкого спектра работ на морских судах с учетом последних изменений в правилах классификации и постройки морских судов.

Она поможет решить любые задачи, связанные с приведением судов в соответствие с актуальными требованиями классификационных обществ.

Открытые вопросы и перспективы развития ПКПС

Несмотря на масштабные изменения 2023 года, процесс совершенствования Правил классификации и постройки морских судов продолжается. В ближайшие годы ожидается:

  • Дальнейшее разделение требований для разных типов флота.
  • Расширение полномочий РКО.
  • Гармонизация российских и международных стандартов в области морского судостроения.

Расширение сферы деятельности РКО

Как отмечалось ранее, в 2022 году Российский речной регистр сменил название на Российское классификационное общество (РКО) в связи с расширением сферы деятельности.

Теперь РКО, помимо классификации судов для внутренних водных путей, осуществляет освидетельствование морских судов ограниченного района плавания. Это касается как гражданских, так и военных кораблей и судов.

Перспективы гармонизации российских и международных стандартов

В ближайшие годы ожидается сближение российских правил классификации судов с международными требованиями и стандартами.

Это необходимо для обеспечения конкурентоспособности отечественного судостроения на мировом рынке. Процесс гармонизации будет постепенным с сохранением определенных национальных особенностей.

Перспективы цифровизации классификационной деятельности

Внедрение цифровых технологий является важным трендом развития классификационных обществ.

Ожидается расширение использования таких инструментов, как электронные классификационные карты судов, online-освидетельствования, цифровые платформы для взаимодействия с клиентами.

Разработка новых классификационных требований под новые типы судов

Помимо совершенствования существующих правил, РМРС и РКО ведут работу по разработке требований для новых перспективных типов судов.

Это может касаться как традиционных типов (атомные ледоколы), так и концептуально новых (экранопланы, подводные роботы).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.