Трамвай является неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга на протяжении более 100 лет. Как изменились трамвайные парки города за это время и что их ждет в будущем? Давайте разберемся.
История трамвайных парков Санкт-Петербурга
Первые трамвайные парки в Санкт-Петербурге began operating in the early 20th century:
- 1907 - Открыт Василеостровский трамвайный парк (впоследствии парк No 2)
- 1907 - Открыт Московский трамвайный парк (впоследствии парк No 1)
- 1914 - Преобразован в трамвайный Рождественский парк (впоследствии парк No 4)
- 1916 - Открыто депо Княжево (впоследствии парк No 9)
В 1920-е годы парки были переименованы и получили новые номера:
- Парк No 1 им. Коняшина
- Парк No 2 им. Леонова
- Парк No 3 им. Блохина
- Парк No 4 им. Смирнова
В последующие десятилетия сеть трамвайных парков расширялась:
1925 | Открыт парк No 6 им. Скороходова |
1931 | Открыт парк No 7 им. Володарского |
1936 | Открыт парк No 8 Кировского района |
На пике развития трамвайной сети в 1981-2002 гг. в Ленинграде-Петербурге действовало 10 пассажирских и 1 грузовой трамвайный парк. Однако в последние два десятилетия их число постепенно сокращалось из-за оптимизации маршрутной сети.
Современное состояние трамвайных парков
По состоянию на 2023 год в Санкт-Петербурге действует 6 трамвайных парков:
- Парк No 1 им. Коняшина
- Парк No 3 им. Блохина
- Парк No 5 им. Калинина
- Парк No 7 им. Володарского
- Трамвайно-троллейбусный парк (СТТП)
- Частный парк компании "ТКК"
Каждый из действующих парков обслуживает от 5 до 10 трамвайных маршрутов в разных районах города. Например, парк No 5, расположенный на севере Петербурга, обеспечивает движение по Выборгскому, Калининскому, Красногвардейскому и Приморскому районам. В его подвижном составе насчитывается около 135 вагонов различных моделей.
Особняком стоит СТТП - единственный в городе совмещенный трамвайно-троллейбусный парк, открытый в 1981 году. Также примечателен запущенный в 2019 году частный парк компании "ТКК", который стал первым опытом привлечения коммерческого перевозчика к работе городского транспорта Петербурга.
Перспективы развития трамвайных парков
Несмотря на сокращение количества парков, пассажиропоток на трамвайном транспорте Санкт-Петербурга продолжает расти. Поэтому в ближайшие годы запланированы проекты по расширению и модернизации существующих парков.
В частности, на базе недостроенного парка No 11 планируется создание современного электродепо для нового вида транспорта - электробусов. Это позволит разгрузить уличное движение в спальных районах города.
Также рассматривается возможность внедрения на трамвайных маршрутах инновационных IT-решений для повышения безопасности и эффективности перевозок. Речь идет об "умных" остановках, системах видеонаблюдения, приложениях для пассажиров.
Все эти меры должны сделать трамвайное сообщение в Санкт-Петербурге еще более комфортным и доступным для горожан и гостей города.
Подвижной состав петербургских трамвайных парков
Подвижной состав трамвайных парков Санкт-Петербурга сегодня представлен вагонами отечественного и зарубежного производства разных поколений.
Самая массовая модель - ЛМ-68М, произведенная на ВАРЗе в 1970-2000-х гг. Также встречаются более новые отечественные модели ЛМ-99АВН и 71-623-03
. Например, в парке No 5 эксплуатируются вагоны ЛМ-68М3 с бортовыми номерами 3501-3514 и модификации 71-623-03
под номерами 3701-3716.
В частном парке "ТКК" работают 30 современных низкопольных трамваев производства компании Stadler (Швейцария) под названием "Чижик". Это приятное исключение на общем фоне устаревшего подвижного состава города.
Трудовые ресурсы трамвайных парков
В трамвайных парках Санкт-Петербурга по состоянию на 2023 год работает порядка 5-8 тысяч сотрудников. Это водители, кондукторы, диспетчеры, механики, электрики и другие специалисты.
Подготовку кадров для горэлектротранспорта с 1936 по 2005 гг. осуществлял Ленинградский коммунальный электромеханический техникум. Сейчас эти функции переданы Автотранспортному колледжу.
Условия труда в трамвайных парках достаточно сложные. Работа связана с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Поэтому важно создание комфортных бытовых условий для сотрудников.
Проблемы в работе трамвайных парков
Главной проблемой большинства действующих трамвайных парков Петербурга является высокая степень износа инфраструктуры и подвижного состава.
Многие здания и сооружения парков построены еще в советское время и на сегодняшний день устарели физически и морально. Не хватает средств на их капитальный ремонт и модернизацию.
Также остро стоит вопрос обновления вагонного парка. Большинство работающих моделей морально устарели, часто ломаются, требуют постоянного дорогостоящего ремонта. Закупка новых трамваев сдерживается отсутствием финансирования.