Трамвайные парки: вчера, сегодня и завтра

Трамвай является неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга на протяжении более 100 лет. Как изменились трамвайные парки города за это время и что их ждет в будущем? Давайте разберемся.

История трамвайных парков Санкт-Петербурга

Первые трамвайные парки в Санкт-Петербурге began operating in the early 20th century:

  • 1907 - Открыт Василеостровский трамвайный парк (впоследствии парк No 2)
  • 1907 - Открыт Московский трамвайный парк (впоследствии парк No 1)
  • 1914 - Преобразован в трамвайный Рождественский парк (впоследствии парк No 4)
  • 1916 - Открыто депо Княжево (впоследствии парк No 9)

В 1920-е годы парки были переименованы и получили новые номера:

  1. Парк No 1 им. Коняшина
  2. Парк No 2 им. Леонова
  3. Парк No 3 им. Блохина
  4. Парк No 4 им. Смирнова

В последующие десятилетия сеть трамвайных парков расширялась:

1925 Открыт парк No 6 им. Скороходова
1931 Открыт парк No 7 им. Володарского
1936 Открыт парк No 8 Кировского района

На пике развития трамвайной сети в 1981-2002 гг. в Ленинграде-Петербурге действовало 10 пассажирских и 1 грузовой трамвайный парк. Однако в последние два десятилетия их число постепенно сокращалось из-за оптимизации маршрутной сети.

Частный трамвайный парк

Современное состояние трамвайных парков

По состоянию на 2023 год в Санкт-Петербурге действует 6 трамвайных парков:

  1. Парк No 1 им. Коняшина
  2. Парк No 3 им. Блохина
  3. Парк No 5 им. Калинина
  4. Парк No 7 им. Володарского
  5. Трамвайно-троллейбусный парк (СТТП)
  6. Частный парк компании "ТКК"

Каждый из действующих парков обслуживает от 5 до 10 трамвайных маршрутов в разных районах города. Например, парк No 5, расположенный на севере Петербурга, обеспечивает движение по Выборгскому, Калининскому, Красногвардейскому и Приморскому районам. В его подвижном составе насчитывается около 135 вагонов различных моделей.

Особняком стоит СТТП - единственный в городе совмещенный трамвайно-троллейбусный парк, открытый в 1981 году. Также примечателен запущенный в 2019 году частный парк компании "ТКК", который стал первым опытом привлечения коммерческого перевозчика к работе городского транспорта Петербурга.

Перспективы развития трамвайных парков

Несмотря на сокращение количества парков, пассажиропоток на трамвайном транспорте Санкт-Петербурга продолжает расти. Поэтому в ближайшие годы запланированы проекты по расширению и модернизации существующих парков.

В частности, на базе недостроенного парка No 11 планируется создание современного электродепо для нового вида транспорта - электробусов. Это позволит разгрузить уличное движение в спальных районах города.

Также рассматривается возможность внедрения на трамвайных маршрутах инновационных IT-решений для повышения безопасности и эффективности перевозок. Речь идет об "умных" остановках, системах видеонаблюдения, приложениях для пассажиров.

Все эти меры должны сделать трамвайное сообщение в Санкт-Петербурге еще более комфортным и доступным для горожан и гостей города.

Старинный трамвайный парк No3

Подвижной состав петербургских трамвайных парков

Подвижной состав трамвайных парков Санкт-Петербурга сегодня представлен вагонами отечественного и зарубежного производства разных поколений.

Самая массовая модель - ЛМ-68М, произведенная на ВАРЗе в 1970-2000-х гг. Также встречаются более новые отечественные модели ЛМ-99АВН и 71-623-03. Например, в парке No 5 эксплуатируются вагоны ЛМ-68М3 с бортовыми номерами 3501-3514 и модификации 71-623-03 под номерами 3701-3716.

В частном парке "ТКК" работают 30 современных низкопольных трамваев производства компании Stadler (Швейцария) под названием "Чижик". Это приятное исключение на общем фоне устаревшего подвижного состава города.

Трудовые ресурсы трамвайных парков

В трамвайных парках Санкт-Петербурга по состоянию на 2023 год работает порядка 5-8 тысяч сотрудников. Это водители, кондукторы, диспетчеры, механики, электрики и другие специалисты.

Подготовку кадров для горэлектротранспорта с 1936 по 2005 гг. осуществлял Ленинградский коммунальный электромеханический техникум. Сейчас эти функции переданы Автотранспортному колледжу.

Условия труда в трамвайных парках достаточно сложные. Работа связана с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Поэтому важно создание комфортных бытовых условий для сотрудников.

Проблемы в работе трамвайных парков

Главной проблемой большинства действующих трамвайных парков Петербурга является высокая степень износа инфраструктуры и подвижного состава.

Многие здания и сооружения парков построены еще в советское время и на сегодняшний день устарели физически и морально. Не хватает средств на их капитальный ремонт и модернизацию.

Также остро стоит вопрос обновления вагонного парка. Большинство работающих моделей морально устарели, часто ломаются, требуют постоянного дорогостоящего ремонта. Закупка новых трамваев сдерживается отсутствием финансирования.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.