Карбюратор – это один из важнейших узлов в автомобиле. Данное устройство предназначено для приготовления воздушно-топливной смеси, которая затем будет подана во впускной коллектор двигателя. Карбюрация – это процесс смеси горючего и с воздухом. Именно благодаря этому процессу работает двигатель. Рассмотрим устройство этого прибора, а также способы регулировки карбюратора.
Разновидности устройств
На старых автомобилях используются два вида карбюраторов. Первыми - это барботажные приборы, которые очень редко встречаются. Их заменили более эффективные и производительные мембранно-игольчатые и поплавковые аналоги.
Мембранно-игольчатые агрегаты состоят из камер, разделенных посредством специальных мембран. Между собой эти детали фиксируются при помощи штока. Один конец этого механизма напоминает иглу. В процессе работы такого прибора игла двигается вверх и вниз, открывая клапан подачи топлива и закрывая его. Это самый простой тип карбюраторов. Его можно встретить на газонокосилках, двигателях некоторых самолетов, на грузовых авто.
Карбюраторы поплавкового типа представлены в виде различных модификаций. Однако принцип действия у них во многом схож. Главным элементом такого устройства является камера и поплавковый механизм. Благодаря первой в карбюратор своевременно подается топливо и воздух. Карбюраторы поплавкового типа – это гарантия бесперебойной работы двигателя. Барботажные часто барахлили и вызывали много нареканий среди автовладельцев. Поплавковые – наиболее совершенные механизмы. С ними мотор имеет хорошие динамические и тяговые характеристики. Регулировка карбюратора этого типа достаточно проста, и с ней справятся даже новички.
Как устроен "Солекс"
Данные модели карбюраторов применялись на отечественных авто с 80-х годов. Вначале ими комплектовались автомобили ВАЗ-2108. Первые агрегаты работали с двигателями объемом 1,1 и 1,3 литра. Маркировали данные изделия следующим образом – ДААЗ 2108. Позже завод "ДААЗ" стал выпускать модель "Солекс" 21083, который предназначался для двигателей с объемом в полтора литра. Рассмотрим устройство, т. к. регулировка карбюратора невозможна без этих знаний.
Данный агрегат предназначен для образования топливной смеси, на которой двигатель может работать во всех режимах и на любых нагрузках.
Он представляет собой две части. Нижняя часть является основным корпусом, в котором непосредственно находятся диффузоры, ГДС, система для обеспечения работы двигателя на холостом ходу, ускорительный насос, а также экономайзер. Еще в устройство входит крышка. На ней установлена воздушная заслонка, поплавки, пусковое устройство и электромагнитный клапан. Несмотря на множество компонентов, настройка и регулировка карбюратора своими руками осуществляются достаточно просто.
Карбюратор состоит из двух камер. Жиклеры карбюратора расположены в середине камер, глубоко в основном корпусе. Над этими элементами установлены воздушные жиклеры основной дозирующей системы. В модели 21083 имеется и система подогрева топливной смеси. К ней присоединены патрубки охлаждающей системы. Дроссельные заслонки карбюратора расположены в нижней части базового корпуса. Открываются они последовательно. Вторая камера двигается за счет механических рычагов.
В крышке карбюратора имеются патрубки. Через один из них жидкое топливо подается в агрегат, а через второй излишки топлива уходят в бак. За счет второго патрубка снижается давление в топливной системе автомобиля.
Основные неисправности
Для этих механизмов характерны определенные неисправности, многие из которых решаются при правильной регулировке карбюратора ДААЗ. Чаще всего владельцы сталкиваются с засорением главной дозирующей системы. Также соринки могут попадать и в отдельно работающую систему холостого хода.
В результате забивается жиклер, установленный на электромагнитном клапане. Выходит из строя диафрагма в ускорительном насосе, изнашивается электромагнитный клапан. Нередко вследствие излишних усилий при затяжке карбюратора деформируется плоскость крышки. Многие проблемы можно решить при помощи очистки карбюратора, продувки его каналов, замены ремкомплекта.
Настройка
Регулировка карбюратора ВАЗа позволяет обеспечить стабильную работу двигателя. Инженеры предусмотрели несколько настроек. Так, владелец может изменять уровень горючего в поплавковой камере, настраивать обороты двигателя в режиме холостого хода, менять качественный состав и пропорции горючей смеси в режиме холостого хода.
Настройка качества смеси
В данном случае регулировка карбюратора "Солекс" не вызывает трудностей даже у новичков. Все очень просто. Перед тем, как что-то настраивать, следует хорошо прогреть двигатель. Затем с помощью пластикового винта устанавливают обороты коленвала в пределах 900 об/мин.
Далее находят винт, отвечающий за качество смеси. Он есть в отверстии на нижней части карбюратора со стороны привода заслонок. В процессе регулировки карбюратора этот винт следует закручивать до тех пор, пока обороты не начнут падать. При этом смесь обедняется – в ней уменьшаются пропорции топлива. Мотору не хватает горючего, и он стремится заглохнуть.
Затем винт отворачивают и находят положение, при котором мотор начнет работать стабильно. Иногда рекомендуют остановиться на этом. Но лучше вращать винт до тех пор, пока обороты двигателя на холостом ходу не перестанут расти. Если обороты слишком большие, их уменьшают винтом количества. Это и есть регулировка карбюратора своими руками, а точнее, настойка холостого хода.
Для получения хорошего ХХ рекомендуется настраивать его именно винтом качества. Если перекрутить винт количества, дроссельная заслонка первой камеры откроется больше, чем необходимо. В результате топливо будет поступать в диффузоры не только через систему холостого хода, но и через ГДС. За счет разрежения мотор будет высасывать бензин, он будет капать из носика ускорительного насоса. Обороты будут плавать, а мотор - трястись.
Холостой ход, жиклер ЭМК
Часто на этом карбюраторе многие владельцы сталкиваются с проблемами холостого хода – он пропадает. Но также при регулировке карбюратора "Солекс" вращение винта качества ничего не дает. Часто это связно с тем, что засорился жиклер, отвечающий за работу системы ХХ. В результате топливо идет не по системе, а высасывается из ГДС. Поэтому реакции на регулировочные винты нет.
Выделяют несколько типичных неисправностей. Это засор жиклера и канала холостого хода, а также неисправности с электромагнитным клапаном.
Клапан проверяется очень просто. Достаточно подать на него +12 В и можно услышать характерный щелчок. Если звук есть, значит, клапан работает. Можно выкрутить деталь - снять с нее жиклер и наблюдать за штоком. При рабочем клапане он будет утапливаться.
Далее в процессе регулировки карбюратора необходимо хорошо продуть жиклер холостого хода. Это позволит решить проблемы и с ХХ, и с настройкой. Чтобы пропал холостой ход, достаточно одной небольшой соринки.
Настройка уровня топлива
Для обеспечения бесперебойной работы нужно, чтобы в поплавковой камере всегда было топливо. Однако, уровень бензина очень важен. Для настройки его нужно снять верхнюю крышку. Поплавки регулируются подгибанием язычка, который находится над игольчатым клапаном. О том, какой уровень выставлять, написано много, но однозначного мнения на этот счет нет.
Лучше всего выполнять регулировку карбюратора ВАЗа по инструкции. Это примерно 25 миллиметров от верхней границы карбюратора до топлива.
Особенности регулировки
Рассмотренные выше способы настройки позволяют решить практически все проблемы с этими карбюраторами. От того, как хорошо отрегулирован карбюратор, зависит многое. Но существуют и другие регулировки. Также можно настраивать и пусковое устройство.
Жиклеры холостого хода
В продаже можно найти жиклеры с отверстием от 39 до 42 миллиметров. Подобрать нужный можно с помощью вращения винта качества. Если устойчивые максимальные обороты достигаются при практически полностью вывернутом винте, то установлен слишком маленький жиклер.
Если «горка» найдена, а винт почти закручен, то жиклер большой. Особой разницы в работе двигателя не будет. Но в случае со средним жиклером, регулировка карбюратора ДААЗ будет значительно проще, а работа двигателя на холостом ходу - ровнее.
В заключение
Несмотря на достаточно сложное устройство, карбюратор – это не так страшно, как кажется. Достаточно уметь настраивать холостой ход, чистить жиклер и знать, как вращать винт качества.