Что такое способности: определение понятия

Способности - это ключ к успеху в любой сфере деятельности. Узнайте в этой статье, как определить свои таланты и максимально развить свой потенциал.

Крупным планом молодая женщина, задумчиво смотрит вдаль. Мягкое освещение создает размышляющее настроение.

1. Определение понятия «способности»

В научной литературе существует множество определений понятия «способности». Рассмотрим некоторые из них.

По мнению известного психолога Б.М. Теплова, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

Способности — это то, что определяет успешность выполнения человеком различного рода деятельности, не сводимая к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающая легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Из этого определения видно, что способности тесно связаны с успешным выполнением деятельности. Человек, обладающий определенными способностями, справляется с задачами в конкретной области лучше и быстрее других.

Также способности не сводятся к имеющимся навыкам или знаниям. Они лежат глубже и позволяют человеку развивать эти самые знания и умения.

Другой ученый, В.Д. Шадриков, дает следующее определение:

Способности человека — это его индивидуальные психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенного рода деятельности.

Здесь также подчеркивается связь способностей с успешной деятельностью в конкретных областях. Это ключевая характеристика способностей.

Связанные понятия

Часто в одном ряду со способностями упоминаются такие термины, как задатки, одаренность, талант и гениальность. Давайте разберемся, что они означают.

  • Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности, которые могут стать основой для формирования способностей.
  • Одаренность - высокий уровень развития способностей, позволяющий человеку добиваться больших успехов в деятельности.
  • Талант - еще более высокий уровень развития способностей, выраженный ярко и самобытно.
  • Гениальность - высшая степень развития способностей, позволяющая совершать принципиальные открытия и создавать уникальные произведения.

Как видим, эти понятия тесно взаимосвязаны и описывают разные стороны одного явления.

2. Виды и классификация способностей

Существует множество подходов к классификации способностей. Рассмотрим наиболее распространенные.

Вид сверху на переплетенные цветные нити, создающие сложный узор. Нити мерцают разноцветным светом на темном фоне.

Общие и специальные способности

По степени общности различают 2 вида способностей:

  1. Общие - к ним относятся способности, важные для многих видов деятельности (память, внимание, мышление и т.д.).
  2. Специальные - способности к конкретным видам деятельности (музыкальные, математические, литературные и др.).

Как правило, определение того, что такое способности, подразумевает оба эти вида. И общие, и специальные способности важны для успеха в той или иной сфере.

Классификация по видам деятельности

Также выделяют следующие группы способностей:

  • Интеллектуальные
  • Творческие
  • Академические
  • Художественные
  • Литературные
  • Музыкальные
  • Сценические
  • Спортивные
  • Лидерские
  • Предпринимательские
  • И многие другие

Такая классификация позволяет выделить способности, важные для конкретных сфер деятельности и профессий.

3. Природа и механизмы способностей

Что лежит в основе способностей человека? Как они формируются и развиваются?

Биологические предпосылки

Способности человека во многом определяются его биологическими, врожденными задатками. К ним относятся:

  • Особенности строения и работы головного мозга
  • Свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность)
  • Тип темперамента
  • Функциональная асимметрия полушарий мозга

Эти врожденные задатки создают предпосылки для развития тех или иных способностей. Однако сами по себе они еще не гарантируют появление выдающихся способностей.

Психологические механизмы реализации способностей

Помимо биологических предпосылок, важную роль в развитии и реализации способностей играют психологические механизмы. К ним относят:

  1. Функциональные механизмы - обеспечивают работу психических функций (восприятие, память, мышление и т.д.)
  2. Операционные механизмы - система интеллектуальных операций и умственных действий
  3. Регуляционные механизмы - управление собственными способностями с помощью мотивации, волевых усилий и т.д.

Таким образом, для успешной реализации имеющихся способностей необходимы не только биологические, но и психологические компоненты.

Механизмы компенсации способностей

Интересной особенностью является способность человека компенсировать недостаточно развитые способности за счет других, более выраженных.

Например, слабая зрительная память может усиливать словесно-логическую память. Или плохое владение языками компенсируется музыкальным слухом.

Однако для такой компенсации важно соблюдение определенных условий:

  • Наличие схожих качественных характеристик у способностей
  • Различие в количественных показателях

То есть "донорская" способность должна быть похожа по типу на недостающую, но превосходить ее по степени развития.

Индивидуальные профили способностей

Любопытной особенностью является уникальное сочетание способностей у каждого конкретного человека.

Дело в том, что все способности взаимосвязаны и дополняют друг друга. Одни могут усиливать эффект от других. Компенсировать недостающие звенья.

В итоге у каждого человека формируется свой неповторимый набор талантов, который и определяет индивидуальный потенциал личности.

Например, сочетание литературных и актерских способностей может сделать человека блестящим драматургом. А музыкальный слух в сочетании с пространственным воображением - выдающимся композитором.

Динамика развития способностей

Еще одной важной особенностью является нелинейность развития способностей на протяжении жизни.

В разные периоды активируются и проявляются различные таланты и дарования.

  • В детстве - творческие способности
  • В юности - физические и спортивные способности
  • В зрелом возрасте - интеллектуальные и академические способности

Как видим, способности человека не застывшее, а живое, развивающееся явление. Поэтому так важно создавать условия для раскрытия талантов на всех этапах жизни.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.