Средние учебные заведения играют важную роль в системе образования России. Они готовят специалистов среднего звена для экономики страны. Тем не менее, многие выпускники школ недооценивают колледжи и техникумы. Давайте разберемся, что представляют собой средние учебные заведения и почему они так важны.
История создания средних учебных заведений в России
Система средних специальных учебных заведений в России начала активно развиваться в 1920-х годах. Ключевую роль в этом сыграл народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский. Он инициировал масштабную реформу по созданию сети техникумов по всей стране.
Основой массового появления системы ссузов в СССР явилась образовательная революционная реформа народного комиссара просвещения А. В. Луначарского с мая 1923 по 1930-е гг., считавшего тогда насущным и необходимым массовое создание в молодой советской республике учебных заведений нового тогда типа — техникумов.
Первым таким техникумом стал Томский практический политехнический институт, преобразованный в Первый Сибирский политехнический техникум. В 1920-х годах техникумы рассматривались как ключевой инструмент подготовки технических специалистов среднего звена и низового управленческого персонала для промышленности.
Настоящий бум создания средних специальных учебных заведений начался в 1930-х годах в рамках масштабной индустриализации СССР. Техникумы открывались практически в каждом городе страны.
Параллельно формировалась система начального профессионально-технического образования в виде фабрично-заводских училищ и школ. После реформы 1970-х годов они были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ).
Виды средних учебных заведений
Сегодня система средних учебных заведений включает в себя несколько основных типов учреждений:
- Техникумы
- Колледжи
- Училища
- Лицеи
Хотя эти понятия часто употребляют как синонимы, между ними есть некоторые отличия:
Тип учебного заведения | Особенности |
Техникум | Готовит специалистов технического и технологического профиля |
Колледж | Более широкий спектр специальностей, в том числе гуманитарных |
Училище | Исторически готовило квалифицированных рабочих |
Лицей | Повышенное внимание общеобразовательной подготовке |
Однако на практике многие учебные заведения среднего профессионального образования совмещают в себе черты сразу нескольких типов.
Уровень образования в средних профессиональных учебных заведениях
Обучение в средних учебных заведениях длится от 2 до 4 лет в зависимости от выбранной специализации и базового уровня подготовки. Чаще всего срок обучения составляет 3 года.
Поступающие в колледж или техникум официально считаются не учащимися, а студентами. Это подчеркивает более высокий уровень профессиональной подготовки по сравнению со школой или профессиональным лицеем.
При поступлении обязательным требованием является наличие полного среднего (9 классов) или среднего (11 классов) образования.
По окончании обучения выпускник средних учебных заведений получает диплом о среднем профессиональном образовании по выбранной специальности либо профессии.
Преимущества обучения в средних учебных заведениях
Помимо более быстрого выхода на работу по сравнению с высшим образованием, колледжи и техникумы имеют и другие преимущества.
- Возможность получения целевой стипендии от предприятия, заинтересованного в подготовке кадров по конкретным специальностям.
- Оплата предприятием прохождения производственной практики, если студент обучается по профилю его деятельности.
- Хорошие перспективы трудоустройства и карьерного роста. Многие выпускники остаются работать там, где проходили практику.
Таким образом, средние учебные заведения дают комплекс знаний, умений и связей, позволяющих быстро адаптироваться к работе на производстве.
Как устроен прием в средние учебные заведения
Прием в колледжи и техникумы может осуществляться как на базе 9 классов, так и 11 классов. На бюджетные места обучения объявляется конкурс аттестатов.
Средний балл аттестата поступления в колледжи 4,7, получается, все отличники уходят не в 10-й класс, а в СПО
Как видно из цитаты, конкуренция за места в средних учебных заведениях очень высокая. Порой даже отличники выбирают колледжи и техникумы вместо продолжения обучения в 10-11 классах.
Перспективы развития системы среднего профобразования
В настоящее время обсуждается возможность изменения процедуры приема в учебные заведения среднего профессионального образования. Рассматриваются разные варианты использования для этих целей результатов ОГЭ после 9 класса.
Кроме того, предлагается развивать систему государственно-частного партнерства. Например, предприятия могли бы проводить свои олимпиады при приеме в профильные колледжи и выделять гранты на обучение наиболее подготовленным абитуриентам.
Выбираем среднее учебное заведение для поступления
При выборе, в какое средние учебные заведения России поступать, стоит обращать внимание на следующие моменты:
- Востребованность получаемой специальности на рынке труда
- Качество преподавания по отзывам выпускников
- Наличие договоров о прохождении практики с ведущими работодателями
- Возможность предоставления общежития иногородним студентам
Учитывая эти факторы, можно с большой долей вероятности выбрать учебное заведение, которое даст хороший старт карьере после окончания.
Плюсы и минусы обучения в средних специальных учебных заведениях
У среднего профессионального образования есть как очевидные достоинства, так и некоторые недостатки:
Плюсы:
- Более быстрое начало самостоятельной трудовой деятельности
- Меньшая стоимость обучения по сравнению с вузами
- Возможность получения целевого направления на учебу и трудоустройства
Минусы:
- Более узкая специализация и ограниченные возможности для профессионального роста
- В некоторых случаях - худшие перспективы карьерного роста по сравнению с выпускниками вузов
Тем не менее, для многих специальностей среднее профессиональное образование является вполне достаточным базовым уровнем подготовки. А дальнейшее повышение квалификации можно осуществлять уже в процессе трудовой деятельности при наличии такого желания.